Интервью

Сергей Маврин: любой финал – это начало чего-то нового

Мы встречаемся с Сергеем Мавриным в гримёрке клуба «Гластонберри», где музыкант продолжает прощальное турне группы «Маврин». Несмотря на то, что предстоит играть большой концерт, а буквально вчера Сергей давал концерт в Смоленске, он не выглядит усталым, наоборот, он спокоен и расслаблен, будто решение о роспуске группы позволило ему вздохнуть свободно. Мы поговорили с легендарным гитаристом о группе, зоозащите, татуировках и, конечно, о гитарах.

Для всех для нас стало сюрпризом, что вы решили распустить группу. Я, с одной стороны, понимаю, что все-таки тяжело, когда вот такая ротация кадров постоянная. А с другой стороны, всё-таки как-то даже жалко: уходит эпоха.

Немножко грустно. Наверное, это даже хорошо, если бы все равно – это было бы неправильно, но пытаюсь как-то правильно сформулировать причину, потому что то, что вы сказали – ротация кадров – это одна из нескольких причин. В один прекрасный момент я понял, что я не могу контролировать текучку, но это не основная причина. С этим можно жить в конце концов.

Я тут вспомнил недавно один пример из жизни. 8 лет я работал на радио «Юность», у меня там была своя программа «Железный занавес». И через 5 лет от неё немножко устал, хотя мне безумно нравилось. Особенно первые года 3-4. Я просто растворялся. Мне очень нравилось это. Потом все как-то выровнялось и пошло. Ну да, качественные выпуски один, другой, восьмой год… Я прекрасно понимал, что надо что-то менять, надо что-то делать – это же шоу-программа была, не просто сводка новостей. Надо было развиваться, а не находил времени.

Я был занят в своей группе, какое-то время там с Кипеловым разъезжал. И почувствовал, что уже такая отработка пошла. Качественная, но отработка. И я понял, что нужно закрывать программу, но я кряхтел, делал эти выпуски. И вдруг приходит распоряжение с радио «Юность» о том, что программа закрыта. И я выдохнул с облегчением. И здесь ситуация немножко похожая: я понял, что мы немного остановились в развитии. Да, я взвешивал все за и против, в первую очередь смотрел на занятость коллег. Они все музыканты самодостаточные, не в одной моей группе работают, то есть, они не остаются на улице, это 100%.

К тому же, я устал от ответственности, которая на мне, как на руководителе группы все эти годы висела. В разные годы я ощущал её по-разному: в самом начале пути я понимал, что это необходимо, что я отвечаю за многое. Может быть, в связи с этой текучкой что-т о изменилось – я устал от неё. Администрация у нас тоже меняется постоянно и сейчас её крайне не хватает. Поэтому сейчас всё опять взваливается на мои плечи, и я прекрасно знаю, что это такое, но в этом я не силён – я музыкант, я могу писать музыку, много музыки. И я решил прикрыть группу, спустя 25 лет. Вроде такая некруглая, но значимая дата. И я точно убеждён, что любой финал – это начало чего-то нового. Планы у меня большие и они все связаны с музыкой. Я не собираюсь уходить. Слухи ходят, я вчера слышал, что у меня тяжёлая болезнь, рак, потому я группу и распускаю. Но это смешные предположения.

У вас был концерт на корабле. Я там тоже в том числе был. И вы там играли не только со своей группой, но еще и с Виталием Дубининым. Расскажите об этом, насколько вам в принципе комфортно исполнять песни, которые написали не вы?

Виталий пригласил меня в самом начале своего проекта сыграть несколько соло — гостевое участие, не более. Я прекрасно понимал, что это сольный проект Виталия и основные персонажи в нем — он и Миша Бугаев и это нормально абсолютно, так же как я в своем коллективе. Послушал музыку, она мне очень понравилось. Тем более о способностях Виталия мы знаем столько лет, я не сомневался в нём ничуть. Очень классная идея, я сыграл и понял, что сформировался коллектив. Понятное дело, что это всё такие эпизодические выступления, что это не может быть чаще, потому что все люди заняты в других группах, все востребованы — и «Ария», и у Бугаева, и у меня группа сейчас, а даже когда её не будет, всё равно будут дела какие-то. Но такие вот эпизодические собрания – это прекрасно. я получаю искреннее удовольствие, и, наверное, это объясняет то, что я в этом проекте. Все-таки я за годы уже себя изучил. Если мне что-то не нравится, я и за деньги не смогу там находиться долго примеров тому есть несколько.

Я большой поклонник Гари Мура, люблю и периоды харда, и периоды блюза. И я был очень удивлен, когда вы записали кавер на этого великого гитариста.

О, а как я был удивлён!

А это же первый кавер у вас, получается?

Нет, не первый, я начал подсчитывать, их уже около десятка! Первая кавер-версия, которую мы сделали – это The Beatles «Come Together» в 2016 году в очень интересной обработке и аранжировке. Я всегда берусь за работу, если я вижу её. Отношение к кавер-версиям у меня такое, что нужно обязательно привнести что-то своё и не испортить то, что создано. То, за что брались мы – это величайшие произведения, очень важные для меня. Гари Мур здесь, скорее, исключение. Там настолько великолепное произведение! Я случайно его вспомнил. В 2019 году я в машине слушал радио и там играла даже не эта песня, а фортепианный фрагмент – в музыке довольно часто пересекаются какие-то ходы – и он вспыхнул у меня в голове, и я несколько дней ломал голову, думая, что это мне напоминает? И вспомнил вот эту вещь – «The Loner». Я же эту вещь слушал в 1987 году, заслушивался ей, это был мировой хит! Инструментальная пьеса, у нас она звучала отовсюду! Я даже названия её не знал, знал только, что Гари Мур, а сейчас вот узнал – «The Loner».

Интересно, что вы и программу свою сольную так и назвали – «The Loner».

Ну а как-то так получилось, что всё совпадает: одиночка я, на какое-то время я буду одиночкой. Вот эту вещь я записал, но я даже не знаю, какое слово подобрать: кавер-версия мне не очень нравится.

Трибьют?

Да, вот. Я ничего не менял в теме, немного обогатил аранжировку, ну, осовременил, хотя она и как оригинал великолепна. Никакое переигрывание не может быть лучше оригинала – это мое мнение. Но, тем не менее, я её ещё и в программу в свою включил. Мне очень нравится её играть. Тогда, в 87, я бы не решился играть эту песню, а сейчас… Я на своих концертах часто спрашиваю: слышали ли вы эту песню? Так получается, что много молодежи ходит. И я с удовольствием отмечаю, что они слышали и это значит, что дело Гари Мура живёт!

Интересный факт, что вы восстанавливаете гитар Урал, но при этом среди мерча у вас там ВКонтакте я гитар этих не нашел. Вы это чисто для себя восстанавливаете?

Пока для себя. Я хочу культивировать. Тоже, наверное, совпадает с событиями, у нас же импортозамещение. Но явно не эта политика стала причиной, потому что свою первую гитару я восстановил в 2010 году. Просто начитался в интернете всяких небылиц о ней. Мне дорого это название – это моя первая настоящая электрогитара: с кнопками, со звукоснимателем, она была у меня дома, и я на ней учился играть. Потом гитары обновлялись, я переходил от электрических гитар к акустическим и обратно, а вообще первый профессиональный инструмент у меня появился только когда я начал играть в группе «Ария».

«Урал» для меня просто как память, и все эти небылицы и гадости меня побудили восстановить вот тот инструмент. Я просто задался целью: первую попавшуюся гитару «Урал» я восстановлю и сыграю на ней. Я так и сделал. Мне в этом помогли мои друзья, они привезли мне из Тюменской области хороший экземпляр, красивый, великолепно сохранившийся. И гитара великолепно звучит, причём звучит настолько здорово, что она – у меня много гитар, порядка двадцати с лишним, и все они редкие или уникальные – есть даже те, что в единственном экземпляре. И все они обладают своим неповторимым звуком, очень мощным. И «Урал» вполне вписался в эту компанию и конкурирует с ними в полный рост.

Я редко вытаскиваю её на сцену сейчас, потому что там некоторые доработки ведутся. И именно эти доработки породили идею доводить до ума и другие гитары этой фирмы. Это как бы авторский рестайлинг. И опять не хватает времени. Пока только один экземпляр готов. По сути, это экспериментально-творческая доработка. Мы не создаём гитары «Урал» с нуля, я нахожу корпус — дерево — оставляем кое-что из железа, а остальное всё меняем. Я прекрасно понимаю, что гитара в первоначальном своём виде в нынешнее время неактуальна. Для моего времени, для семидесятых, она была хороша, сегодня нет, сегодня люди уже знают, что такое инструмент. Сейчас другие требования, и у меня сейчас задача — довести инструмент до ума так, чтобы он соответствовал этим требованиям. Потихонечку работа идёт, мы сделаем ещё одну гитару, учитывая все недоработки. Это кропотливая работа, на самом деле! И я хочу устроить какую-нибудь презентацию – не пышную – но хочу показать, как могут звучать эти гитары при небольшой, но грамотной доработке.

По поводу участия в туре группы «Ария». Насколько вообще вероятен шанс, что как бы это будет такой как «Helloween All Stars»?

Третьим? Неееет! Ну мы об этом даже не говорили и все прекрасно понимаем, что моё гостевое участие – это прекрасно. Очень много слухов, я читал. Что я вообще Холстинина собираюсь заменить, какой-то бред… У нас не было разговора на эту тему. Да, мы прекрасно знаем примеры и с Iron Maiden, и с Helloween, но там другой мир, наверное, они могут себе позволить больше. У нас… прекрасные встречи, прекрасные концерты, нам есть о чём поговорить, есть, что вспомнить, есть что сыграть, мы сохранили хорошие дружеские отношения. А это не всем удаётся!

Ещё, кстати, любопытно: у вас был пост в паблике, где вы делитесь планами до конца 2023 года. И там есть это прекрасная история про кошку на парковке расскажите пожалуйста про это.

Я уже давно в теме зоозащиты. Я не волонтёр, я всегда подчёркиваю, волонтёры это те, кто работает на улице, и они там ежедневно спасают животных. Потрясающие люди! Нет, я по мере возможностей. Пару лет назад мы с группой «Ария» конюшню построили приюту «Берегиня» и ездим туда частенько, помогаем. Ну, по-разному можно помогать: можно деньги просто переводить, можно информационно, можно еду им там привозить. Приюты – это такие пространства, которые постоянно в чём-то нуждаются, потому что государство практически не помогает им, они живут только на пожертвования.

Ну и кошка на парковке… Она была в ужасном состоянии, я не мог пройти мимо. У неё на полспины была лысина, язык торчал, слюна постоянно текла, клочья шерсти… Мы долго гадали с супругой, что с ней: то ли от человека она так пострадала, то ли от собак, то ли от других животных. И мы её ловили несколько дней, это была целая история! Познакомились с местными зоозащитниками, а такие есть, наверное, в каждом дворе, сердобольные тётеньки собрались, и мы с ними вместе часа полтора ползали из-под одной машины к другой, а кошка от нас убегала. Несмотря на то, что была вся раненая, но бегала она шустро и мы не могли её поймать. \

Взбаламутили весь двор, из окон люди смотрели, для них картина была странная: какие-то люди ползают под машинами, гоняют кошку. Причём, в окна смотрели даже кошки, один кот там так в окно орал, я ещё подумал: интересно, кому же он знаки передаёт, нам или этой кошке? Ну в общем, мы её не поймали, и она исчезла на пару недель. Были уже самые грустные предположения, но она опять появилась, через три дня её всё-таки поймали и сейчас она находится в приюте на лечении. Оказалось, что у неё просто системный сбой организма, ни человек, ни животные к её состоянию оказались не причастны. Сейчас её там лечат, прооперировали, назвали её Маврой.

Единственное – мы хотели её пристроить как-то, но врач сказал, что сделать это будет очень сложно, потому что кошка дикая совершенно и к людям она пришла только потому, что ей было очень плохо. Поэтому самое логичное в этом случае – выпустить её обратно. У нас во дворе штук 6-7 уже живёт, они все стерилизованные, их кормят, ей там будет хорошо.

Ну и вопрос по поводу татуировки. У себя в посте вы пишете, что планируете сделать ещё одну, а сколько сейчас?

А я не считаю уже, их, наверное, пора мерить квадратными сантиметрами. А так посчитать невозможно, они сплелись. Грубо говоря, одна татуировка начиналась 20 лет назад, потом её продолжал другой мастер, и они все сплетаются в узор, который тянется через всё моё тело. Это такая дичь, она затягивает, и я об этом предупреждаю всех, кто собирается сделать свою первую татуировку. Делать надо очень аккуратно, понимать, что это не свести бесследно совсем, хотя, сейчас, вроде как, уже научились делать, но всё равно остаются шрамы, а свести ещё дороже, чем сделать. Плюс надо соблюдать какую-то концепцию, чтобы не было перевеса в одну сторону, потому что в одежде это смотрится нормально, а как выйдешь на пляж… Очень много нюансов, по которым нужно советоваться с мастером. И выбирать качественного мастера.

А эскиз на новую татуировку выбрали уже?

Это будет КИТ! Моё пристрастие недавнее к китам. Полюбил я этих огромных млекопитающих. Кстати, про татуировки люблю вспоминать одну фразу, Холстинин её произнёс, хоть об этом и не помнит. Его упрекнули, дескать, как вы, такой солидный человек, самый умный в группе «Ария» и с татуировкой! На что он ответил: «Ну это же ненадолго»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *