Интервью

Илья Островский: Я не очень дружу с музыкантами

Нам удалось пообщаться с генеральный продюсером международного музыкального фестиваля KUBANA. В разные годы Илья Островский занимался менеджментом популярных музыкальных коллективов альтернативной сцены, таких как Тараканы!, Кирпичи, Приключения Электроников, Элизиум и Лампасы. В течение 5 лет руководил профилактическими программами Российского Благотворительного Фонда «Нет Алкоголизму и Наркомании» (НАН), а также социальными акциями «Dance4Life», «Разумный человек, разумный выбор», «Антиспид», «Будем жить!», «Чистая книга» и другими. На его счету — организация туров по России как отечественных, так и зарубежных исполнителей, проведение крупномасштабных музыкальных фестивалей и продвижение на рынке артистов независимой сцены.

Часть 1. О Реалиях сегодняшнего дня

  • Привет. Сейчас вся страна живет в довольно непонятном режиме из-за принятых мер правительством страны, и главное никто не знает, когда это закончится. Поделись с нашими читателями, где и как ты проводишь время в режиме самоизоляции, насколько твои привычки и уклад жизни поменялись?

Я провожу время в своей квартире, как и большинство жителей крупных мегаполисов. У меня нет дачи, зато живу я в центре. Поэтому у меня нет необходимости ездить на большие расстояния, спускаться в метро ну и все такое. Мой образ жизни не слишком сильно изменился. Я стал намного чаще есть дома, больше смотреть телевизор, трачу много времени на всякие соцсети и тому подобный интернет. Мало общаюсь с друзьями, что удручает. Но в целом, я не тусовщик – не люблю клубы, концерты и всю эту шумную движуху. Поэтому мои страдания и лишения можно считать умеренными.

  • Многие фестивали, которые должны были происходить в этом году переносятся на другой срок, либо отменяются, либо переносятся на следующий год. Что с твоими мероприятиями, в которых ты являешься организатором?

Мне в каком-то смысле повезло, если можно так сказать. Я не успел анонсировать все, что я планировал на этот год. В продаже сейчас только один оффлайн-фестиваль – PunkRupor 29 августа. Есть определенные шансы, что он состоится. Мы подошли к формированию лайнапа серьезно, из расчета, что с какими-то странами границы могут открыть, а с какими-то еще нет. Так что позвали коллективы со всего мира: The Rumjacks (Австралия), Turbobier (Австрия), Rantanplan (Германия), The Other (Германия), Pyogenesis (Германия). За Россию будут отвечать «Тараканы!», Порт (812) и «Тени Свободы». Если же вдруг ограничения на массовые мероприятия не снимут – перенесем, не в первой.

  • Как ты думаешь: формат фестивалей, к которому мы привыкли останется прежним или будет видоизменяться в связи новыми требованиями времени?

Я думаю, что мир изменится глобально. И это коснется не только фестивалей. Появилась новая опасность, которая уже никуда не денется. Раньше такого страха не существовало в принципе. Могу предположить, что определенная часть активных посетителей массовых мероприятий на время, а возможно и навсегда откажется от такого вида досуга. Этот риск придется всегда иметь в виду и организаторам фестивалей, что может сказаться на ценовой политике. Вырастет стоимость услуг страховых компаний и ими начнут пользоваться чаще. Кто знает, возможно мы всю оставшуюся жизнь будем ходить в масках и варежках. На этот вопрос никто не сможет ответить сейчас однозначно. Это все очень грустно – я очень люблю фестивали, не только как организатор. В моих планах был Burning Man впервые,  Coachella уже в третий раз, SZIGET. Поэтому надо кушать побольше витаминов, дышать свежим воздухом и активно заниматься спортом, тогда никакие вирусы не будут страшны!

  • Какой формат фестивалей тебе ближе: многодневный openair или клубные мероприятия?

Одназначно многодневный оупен эйр. В клубах – это не фестивали, а обычные концерты. Фестиваль – это не только концерт, я бы даже сказал, что концерт – это приятное дополнение.

  • Ты уже около 15 лет в музыкальном бизнесе, как поменялся твой формат работы, если сравнить нулевые, 10-е и то, что происходит сейчас?

Я бы сказал 20 лет. Поменялось все очень сильно. Во-первых, сейчас публику уже ничем не удивить. В конце 90-х и начале нулевых все было в диковинку. Поставь сцену и повесь парочку шариков-фонариков и все радуются. Сейчас огромная конкуренция, при чем не только внутри страны. Границы до недавнего времени были открыты – поезжай куда, хочешь. Приходится производить продукт мирового уровня, конкурентоспособный. Во-вторых, раньше было все можно. Никто не обращал внимание на морально-идеологическую составляющую, если можно так выразиться.  Сейчас с этим намного строже – шаг вправо или влево и  это уже не фестиваль, а содомия и гей-пропаганда. А это же все-таки искусство. Оно не знает таких рамок и границ. В-третьих, появились совсем новые кумиры у молодежи,  целые музыкальные направления. Я пережил на моей памяти несколько волн. Середина 90-х, первая волна популярности хип-хопа: Bad Balance, DMJ, КТЛДЛЛ, Мистер Малой, «Мальчишник». Потом была эпоха «мазафаки» и сопутствующего «Децл-лох». Параллельно своей жизнью жила и менялась электронная музыка, появлялись новые популярные направления. А сейчас снова хип-хоп. Рок-музыка все больше уходит в андеграунд. Сейчас очень много информации – музыка везде. В телефоне, в машине, в интернете. Ее очень много, стоит она дешево или не стоит ничего. В 90-х  был маленький сельский магазин с заветренной докторской колбасой, а сейчас огромный музыкальный гипермаркет. Бери и слушай на любой вкус и цвет. Можно даже что-то своровать втихаря – никто не заметит!

  • Как ты думаешь, в ближайшее время фестивали с численностью 10000+ реальны в России, или волна страха перед коронавирусом, которую нагнали СМИ, настолько велика, что люди будут опасаться такой скученности?

Сложно сказать. Фестивальная публика не из пугливых. Они и в мирное время не боялись жить в палатках под палящем солнцем на море или кормить комаров в средней полосе России. Думаю и сейчас страх пройдет достаточно быстро. А вот когда снимут ограничения – это большой вопрос. Крупные фестивали – это то, что разрешат в самую последнюю очередь. Думаю это ни у кого не вызывает сомнений.

  • Сейчас многие музыканты устраивают онлайн-концерты, возникала ли у тебя идея устроить онлайн-фестиваль музыки?

Мы тоже организовали несколько онлайн-концертов – «Тараканы!», «Приключения Электроников» и Глеб Самойлов & The MATRIXX. Но это сомнительное развлечение – можно и в записи посмотреть. Здесь же ключевое слово – живое выступление.  Экраны мониторов ломают связь артиста со зрителем. Онлайн-фестиваль – это просто набор таких концертов. Теряется магия происходящего. Нет коммуникации ни артиста со зрителями, ни зрителей друг с другом. Но я думаю над разными формами и возможно в ближайшее время что-то такое и произойдет. Разные современные технологии – это очень интересно. Но пока, к сожалению, слабо монетизируемо.

  • Как ты выруливаешь ситуации, когда люди возвращают билеты на перенесенные мероприятия. Ведь организатор в связи с этим несёт серьёзные потери?

Повторюсь, что мне в этом плане повезло – у меня на данный момент нет заявленных мероприятий, но знаю от коллег, что ситуация очень сложная. Хотя многие зрители и проявляют лояльность в этом вопросе.

Часть 2. О музыкантах

  • С музыкантами каких групп ты тесно общаешься, дружишь?

Я не очень дружу с музыкантами. Как-то не сложилось. У меня даже совместных фотографий нет с артистами, которых я в свое время привозил на KUBANA. Приятелей много, в основном это панк-тусовка, а вот прямо друзей нет.

  • Ты работал со многими российскими рок и панк-группами. Можешь ли ты объяснить феномен группы «Порнофильмы»? Ведь ещё лет 10 назад они собирали от силы 50-100 человек, а сейчас у них полные залы 1000+.

Не уверен, что 10 лет назад они вообще кого-то собирали. В свое время, я получал от них письма с просьбами о включении в лайн-ап KUBANA. Но тогда я думал, не хватало мне ко всем моим проблемам еще и артиста с таким названием. Даже песни не слушал. Мне кажется, что Порнофильмы сейчас заняли пустующую нишу группы «Король и шут». Хотя с музыкальной точки зрения это совсем разные артисты. Но при этом Володя Котляров – такой свой в доску парень, который говорит и поет на понятном любому языке. Немаловажную роль играет и протестная тема в их песнях – бунтарство во все времена было близко молодежи. Музыкальная стилистика коллектива тоже очень удачная с маркетинговой точки зрения. Для меня это такой микс из The Offspring, Bad Religion и «Гражданской обороны». Последних я, кстати, терпеть не могу. Но это менталитет – русскому человеку всегда важнее слова в песне, нежели мелодия. Хотя с мелодикой у «Порнофильмов» все в полном порядке. Это крутой коллектив, появившийся в нужно время в нужной стране.

  • Когда ты работаешь с зарубежными исполнителями, по какому принципу ты их выбираешь?

Сложно сказать. Это какая-то смесь чуйки с личным музыкальным вкусом. Опять же, о чем мы говорим? Фестиваль это одно, а сольный концерт – совсем другое. В случае с сольными концертами можно ориентироваться только на актуальность и популярность того или иного артиста. А вот с фестивалем все намного интересней. Там нужно чувствовать именно фестивальную аудиторию – зайдет им или не зайдет. Чаще всего я неплохо справлялся с этой задачей.

  • Многие начинающие организаторы, стараются или пытаются работать с группами, фанатами которых являются или являлись в детском или подростковом возрасте. Как ты относишься к данному явлению, удалось ли тебе в своё время избежать такой «болезни»?

Конечно же не удалось. Шоу-бизнес – это фабрика грез, мечтаний, если хотите. Прикоснуться к своей мечте хочет не только зритель, но и организатор. Тем более в своих любимых музыкантах ты всегда намного лучше разбираешься. Но моя главная мечта – группа Queen, так и не сбылась. Может оно и к лучшему. Я бы наверное плакал весь концерт и было бы очень стыдно.

  • Если взять профессию организатора мероприятий, продюсера группы, часто это бывает всё в одном лице. То как ты выстраиваешь отношения с участниками ведомой тобой группы, как держишь дистанцию?

Уфффф… Это очень сложная история. Все артисты до единого, очень сложные во взаимоотношениях люди.  Важно с самого начала сотрудничества четко выстраивать границы личного и рабочего. Далеко не всем это удается. Работа с артистов в формате менеджмента – это постоянная война. Лучшая стратегия – всегда идти в атаку, ну или как минимум, сдерживать оборону. Отступление – это сразу поражение.

  • Самые безумные требования твоей памяти памяти, которые выставляли группы в своём райдере?

Когда я начал работать с «большими» артистами, то уже лично мало сталкивался с райдерами. Этим занимались специально обученные люди. Но иногда до меня доходила какая-то информация. Это не совсем райдер, тем не менее, для театральной постановки Эмира Кустурицы мы брали в аренду дрессированных гусей, а также искали в Анапе игрушечную модель автомата Калашникова в натуральную величину. Наркотики и проститутки – это скукотища и банальщина, но часто оказываются в райдерах. Ну и еще вспоминается Юрий Антонов, который попросил коньяк по цене гонорара неплохого российского артиста.

  • Чтобы стать успешным исполнителем музыки в России, какими качествами должен обладать музыкант на твой взгляд?

Одним единственным – талантом.

Часть 3. Личные вопросы

  • В России ты являешься довольно успешным продюсером и организатором. Была ли у тебя мысль попробовать свои силы на Западе; Приобрести какой-то опыт и связи, да и просто понять, что ты можешь в иных условиях, с менталитетом отличного от русского?

Не знаю, что является признаком успешности, если деньги, то это точно не про меня. А вообще, как в книжке у Астрид Линдгрен – у нас на телевидении такого добра и без вас хватает. Также и тут. Западный рынок на пару десятков лет впереди российского. Там нечего ловить. Я попробовал в 15-16 году с фестивалем KUBANA в Латвии, ничего хорошего из этого не вышло.

  • Как с возрастом изменились твои музыкальные предпочтения, что ты слушал в детстве, подростком, студентом и сейчас?

В юности я любил и слушал музыку, а сейчас не люблю и  не слушаю. Вот и все изменения.

  • Если убрать в сторону музыкальный и шоу-бизнес, кем бы ты мог стать в жизни, к чему готовили тебя родители, школа?

Готовили стать математиком, программистом. Я даже поступил в МГУ на вычислительную математику и кибернетику. Правда долго там не проучился. А еще раньше, хотел и мог стать тренером по спортивному ориентированию. Но ушел из спорта, променяв его на математический анализ.

  • 18. Немного о музыкальных лозунгах и штампах, что выберешь и почему?  (мини блиц)

— Punk is dead \ Punk is not dead;  

— Live Fast, Die Young!

— Секс, пиво, рок-н-ролл – что более сейчас актуально, что добавил бы или убрал?

Punk is not dead и Live Fast, Die Young я бы оставил. Первое для меня – это свобода и протест против ее ущемления, а второе – как минимум красиво. Умирать не хочется, но старость – это отстой. В ней нет ни красоты, ни гармонии. Фредди Меркьюри ушел молодым и остался в нашей памяти подкаченным красавчиком с усами, а допустим Оззи Озборн превратился в старую развалюху и выглядит смешным. Чтобы умереть молодым – нужна смелость. Ярко сгореть – это дано немногим!

P.S. 29 августа планируется фестиваль PunkRupor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *