Рецензии

10 самых интересных пост-панк групп из России

КИНО

Одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером и автором почти всех текстов и музыки неизменно оставался Виктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший, в общей сложности, за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование.

Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока — в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.

Популярность «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами.

Альянс

Группа была образована в 1981 году по инициативе Сергея Володина (гитара). В первоначальный состав также вошли: Игорь Журавлёв (вокал, гитара), Андрей Туманов (бас, экс-«Рубиновая Атака») и Владимир Рябов (барабаны). Время рождения группы совпало с началом в СССР «новой волны»: «Альянс» играет ска и регги.

В конце 1982 года на рок-фестивале «Физтех — 1982» в подмосковном Долгопрудном группу услышал известный звукорежиссёр Игорь Замараев и предложил записать альбом. Альбом «Кукла» (прозванный так по первому треку) был записан в 1983 году при содействии Игоря Замараева. На этом альбоме записаны первоначальные, ещё немного сырые, без окончательной аранжировки версии хитов («Кукла», «Очередь», «Я медленно учился жить», «Мы пешеходы», «Игрушки», Инструментальная концовка на тему Сергея Володина «Я медленно учился жить»), вошедших в альбом «Альянса» 1984 года «Я медленно учился жить». Записанные в 1983 году те же самые песни, которые были заново записаны и сыграны в 1984 году, отличаются более профессиональной звукооператорской работой. На том же фестивале участники группы «Альянс» познакомились с художественным руководителем Костромской филармонии, который предложил ребятам профессиональную работу. Пару недель спустя «Альянс» в том же составе Игорь Журавлёв (гитара, вокал), Андрей Туманов (бас), Сергей Володин (гитара) и Павел Чиняков (барабаны) — уехал в Кострому. На гастроли группа отправилась под названием «Кудесники», так как на складе филармонии от «Кудесников», распавшихся несколько месяцев назад, остались неиспользованные афиши. Группа исполняла во время гастролей те песни, с которыми выступила на фестивале в МФТИ. После концертов в городе Буй приехавшая из Москвы комиссия сняла «Альянс» с гастролей с формулировкой «за безыдейность программы». Осенью 1984 года группа была внесена в «чёрные списки» групп, которым запрещалась концертная деятельность. «Альянс» прекратил своё существование.

Осенью 1986 года группа появилась на публике на Форуме творческой молодёжи в кафе «Метелица», после чего вступила в Московскую рок-лабораторию. Её состав: Игорь Журавлёв (вокал, гитара), Олег Парастаев (клавиши), Андрей Туманов (бас) и Константин Гаврилов (клавиши, программирование). В феврале 1987 года «Альянс» стал лауреатом первого рок-лабораторского «Фестиваля Надежд». Группа исполняла композиции «На заре», «Дайте огня», «Фальстарт» и др.

Альянс Журавлёва и Парастаева продержался до 1988 года и распался, когда Журавлёв решил кардинально сменить звучание группы в сторону рок-музыки, чему Парастаев, планировавший продолжать работать в духе «новой волны», воспротивился и покинул коллектив, собрав свой собственный проект «Новая русская группа» («НРГ»). Вскоре к группе присоединился ударник Юрий «Хэн» Кистенёв (экс-«Музыка»), благодаря чему завершилась трансформация Альянса в рок-группу. Через год команду покинул Андрей Туманов, и место басиста занял Сергей «Гребстель» Калачёв (экс — «Встреча На Эльбе»).

В 1990 году к группе присоединилась певица Инна Желанная. Совместными усилиями они сделали несколько концертных программ и записали альбом «Сделано в Белом». «Альянс» в это время работал в следующем составе: Журавлёв, Максим Трефан (клавишные, экс — «Вежливый отказ»), Юрий «Хэн» Кистенёв (барабаны), Константин «Кастелло» Баранов (гитара, экс — «Николай Коперник»), Сергей «Гребстель» Калачёв (бас), Владимир «Мисс» Миссаржевский (перкуссия, экс — «Встреча На Эльбе»). Кроме них в творческих поисках участвовали два музыканта, владеющие старинными народными инструментами — Сергей Старостин и Сергей Клевенский.

В 1992 Желанная в связи с рождением сына на некоторое время покинула сцену. Тогда же Кистенёв ушёл в «Моральный кодекс». Часть музыкантов образовала группу «Мисс», в которой слова и музыку писал Миссаржевский, ставший вокалистом. Группа играла экспериментальную музыку — смесь гитарного рока и жёсткого фанка с элементами рэпа; все песни были на английском языке. Премьера «Мисс» состоялась в октябре 1992 года в Дворце культуры имени Горбунова. В 1993 году группа снялась в передаче «Программа А» и записала единственный альбом «It’s Up To You» (Moroz Records). Самая известная песня коллектива — «Sex in the future».

В 1993 году пластинка «Сделано в Белом» на конкурсе МИДЕМ-93 во Франции была названа европейскими продюсерами лучшей пластинкой в Европе в стиле «world music» этого года. «Альянс» к тому времени уже не существовал, но был вновь собран для праздничных гастролей по Европе.

В январе 1994 года музыканты «Альянса» образовали группу Farlanders, возглавляемую Инной Желанной, куда вошли Юрий «Хэн» Кистенёв (барабаны), Сергей «Гребстель» Калачев (бас), а также — Сергей Старостин и Сергей Клевенский.

Сергей Володин и Андрей Туманов с 1990 года экспериментировали над собственным проектом, и в 1994 г. они попробовали воссоздать «Альянс». К ним присоединился бывший трубач «Бригады С» Евгений Коротков в роли клавишника, а в 1996 году пришёл окончивший Гнесинское училище барабанщик Дмитрий Фролов. Новый «Альянс» исполнял биг-бит в стиле 1960-х годов. Однако развития этот проект не получил.

В 2000 году Игорь Журавлёв с новыми песнями появился в проекте Кати Бочаровой «ЭР-200».

С 2008 года «Альянс» регулярно даёт концерты в московских клубах, порой в разном составе, основа — Игорь Журавлёв и Андрей Туманов.

В 2018 году экс-клавишником группы Олегом Парастаевым был создан канал на Youtube.

В апреле 2019 года Олег Парастаев опубликовал клип на песню «На заре», снятый в 1987 году. В том же месяце вышел альбом «Хочу летать!», который стал первым релизом коллектива за последние 25 лет.

14 февраля 2020 года группа опубликовала альбом «Космические сны».

Агата Кристи

советская и российская рок-группа, одна из наиболее популярных в стране в середине и во второй половине 1990-х годов. Основана в 1985 году в Свердловске Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем под названием ВИА «РТФ УПИ», официально же история группы отсчитывается с концерта 20 февраля 1988 года. Во время записи альбома «Второй фронт» в начале того же года к группе примкнул младший брат Вадима Глеб. Впоследствии состав группы неоднократно менялся, но её лидерами и вокалистами неизменно оставались братья Самойловы. Они же, вместе с Александром Козловым, являются авторами всех песен «Агаты Кристи».

Творчество группы неоднородно и пересекается со многими направлениями рок-музыки — готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок, глэм-рок, арт-рок, хард-рок и другие.

К наиболее известным песням группы можно отнести такие композиции, как «Viva Kalman!», «Как на войне», «Истерика», «Опиум для никого», «Сказочная тайга», «Чёрная луна», «Моряк», «Ковёр-вертолёт» и «Секрет».

На счету у группы десять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о прекращении существования коллектива и отправились в заключительное турне по России и ближнему зарубежью. К лету 2010 года был записан последний альбом группы — «Эпилог», а также поставлена точка в одноимённом туре — группа отыграла прощальный концерт на фестивале «Нашествие».

После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов совместно с клавишником Константином Бекревым и ударником Дмитрием Хакимовым, игравшими в «Агате» с 2008 года, создал группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx» (впоследствии просто The Matrixx).

Motorama

Ростовская группа, исполняющая пост-панк с текстами на английском языке. За короткий срок она смогла получить широкую для независимой группы известность не только на территории России, но и за рубежом, особенно в Латинской Америке, Европе и Азии. C 2012 года записи группы издаются на французском независимом лейбле Talitres. А также есть проект «Утро» целиком состоит из участников ростовской команды Motorama.

Буква О

Хотя питерская группа с забавным, но труднообъяснимым названием БУКВА О, возникнув на излёте 80-х, просуществовала не очень долго и не добилась за это время сколько-нибудь серьёзного успеха, запомнившись, прежде всего, своей колоссальной работоспособностью (восемнадцать альбомов за неполные три года) и стилевым разнообразием своих записей, её влияние на процесс развития клубной сцены Питера оказалось куда более значительным, нежели у многих куда более известных современников.

БУКВУ О организовали в 1987 школьные приятели Вадим Тимофеев (р.12.11.71 в Ленинграде) и Олег Фомченков (р.7.10.70 в Ленинграде) — они учились в одной школе и жили в соседних подъездах дома на улице Маршала Казакова. Вероятно, именно школьный опыт и подсказал им идею названия (хотя лет за пятнадцать до них в Британии на свет появилась группа с похожим именем A BAND CALLED O).

На первых порах они репертировали дома — Тимофеев пел, Фомченков играл на басу, а гитаристом стал более старший сосед Алексей Закалдаев (р.10.05.62 в Ленинграде). Начинали «буквари» (как они называли себя в обиходе) с традиционного панк-рока, однако, почти сразу переключили своё внимание на на более экстремальные и современные его направления: хардкор, ой! и т.п.

Дебютировав осенью 1987 записанным в домашних условиях (как, впрочем, и все их остальные творения) альбомом «УО», на протяжение всего следующего года БУКВА О с интервалом в месяц-полтора методично выдавала на-гора одну за другой свои новые работы. Записи, как правило, делались на бытовые магнитофоны, без барабанов (которые заменяла предварительно записанная фонограмма) и каких бы то ни было наложений.

В начале 1989 «буквари» выпустили свой двенадцатый альбом «Песни любви», который сочли достаточно зрелым, чтобы представить его на публике. В их ряды вступил барабанщик Алексей «Микшер» Калинин, параллельно игравший с НАРОДНЫМ OПОЛЧЕНИЕМ и МЛАДШИМИ БРАТЬЯМИ. В марте БУКВА О была принята в Рок-коллегию, 19 апреля сыграла на её ежегодном фестивале «Рок-молоток», потом отметилась на «Фестивале Надежд» в Москве, в мае подала заявление в Рок-клуб, а месяц спустя вышла на сцену его VII фестиваля.

На аудиторию клуба «буквари» произвели впечатление, прежде всего, своим имиджем скинхэдов: узкие джинсы, тяжёлые ботинки, полувоенные короткие стрижки, хотя никакой идеологии за этим, разумеется, не стояло. К этому времени основатели группы уже скрылись за псевдонимами: Тимофеев стал Тимой Земляникиным, а Фомченков сменил бас на гитару и назвался Олегом Гитаркиным. Летом 1989 БУКВА О совершила удачный блиц-бросок в Таллин и добилась признания у местных панков. Закалдаев вскоре ушёл и его сменил уже известный гитарист Юрий Соболев (р.6.09.63 в Перми) из БРИГАДНОГО ПОДРЯДА, который в то время редко выступал из-за внутренних проблем.

Несомненная сценичность «букварей» привлекла к ним внимание телережиссёра Владислава Макарова, снявшего в сентябре и декабре 1989 два клипа на их разные песни с похожими названиями «Машенька» и «Маша», которые иногда показывали на питерских телеканалах. В сентябре они также приняли участие в самом грандиозном фестивале года, «Рок-Авроре», проходившей на Масляном Лугу ЦПКиО. В один день с «букварями» выступали ВЫХОД, ЛУНА, датчане из движения «Next Stop», самарская СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ, а также близкая к ним по духу молодая группа МЕКОНИЙ.

Как ни странно, до конца 1989 БУКВА О не записала больше ни ноты, зато продолжала выступать и активно поглощала свежую музыкальную информацию — в этот период их фаворитами стали звёзды инди-лэйбла Айво Уотта-Рассела 4 A.D. — WOLFGANG PRESS, THROWING MUSES, ULTRA VIVID SCENE, PIXIES — а также британские фолк-панки THE POGUES.

Наступление нового 1990 года стало для группы переломным: она отказалась от родного языка, что в то время не было редкостью: многие группы, желая дистанцироваться от текстового по своей сути русского рока 80-х, перешли на английский — например, НИКОГДА НЕ ВЕРЬ ХИППИ, а певец ДВУХ САМОЛЁТОВ Вадим Покровский использовал собственного изобретения «суахили». БУКВА О пошла даже дальше него, поскольку их псевдо-язык звучал как беспорядочный набор различных «иностранно» звучащих слов и фонем. Вернувшегося в своё ОПОЛЧЕНИЕ Соболева сменил бывший бас-гитарист МЕКОНИЯ Аркадий Шамаев (р.1.12.70 в Ленинграде).

В мае 1990 БУКВА О выступила на организованном Иннокентием Волкоморовым (ПОСТОРОННИМ В.) в клубе Политехнического института фестивале «Новая Музыка», действительно, собравшем все сливки новой творческой генерации музыкального Питера — от ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ до ЮГО-ЗАПАДА.

На протяжение 1990 БУКВА О выпустила ещё, как минимум, шесть альбомов, в т.ч. «Смех Фантомаса», «Ах, в саду моих желаний», «Зелёные волшебники», «Толстый Клаус», «Безнадёжные капитаны» и Мёртвые парашютисты», который увидел свет в октябре 1990, был восемнадцатым в дискографии группы и, в известном смысле, наиболее адекватно представляет её творчество этого периода. Альбом был записан аж в трёх различных вариантах, из которых в народ был запущен третий, наиболее продолжительный по длительности. Он включал всего две песни на русском — остальные исполнялись на букварском диалекте тарабарского.

Продолжая испытывать на себе все новинки западной музыкальной культуры, к началу 1991 БУКВА О начала звучать как нечто среднее между PUBLIC IMAGE LTD, MATERIAL и WOLFGANG PRESS, а общее количество их альбомов достигло примерно двадцати (часть из которых существовала в нескольких вариантах), не считая «синглов», концертных записей и т.д. Подобной продуктивностью могли похвастаться разве что НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ да новосибирские панки ПУТТИ!

На этом этапе группа уже мало напоминала саму себя трёхлетней давности, поэтому летом 1991, когда её покинул Шамаев, Земляникин и Гитаркин решили распустить её, чтобы тут же возродиться под новым названием НОЖ ДЛЯ FRAU MULLER. В этом качестве они стали звёздами только что открывшегося клуба «TaMtAm», арт-директор которого Сева Гаккель привечал у себя, в основном, представителей радикальных или экспериментальных музыкальных направлений. Меняясь от альбома к альбому, НОЖ ДЛЯ FRAU MULLER продолжал работать в 90-х и даже позже, со временем превратившись в сугубо студийную группу. К тому времени его покинули и Тима Земляникин, и Лёша Микшер, однако, Олег Гитаркин, параллельно занятый в ещё нескольких интересных электронных проектах, выпускал новые альбомы группы, как минимум, до 2005. Что же до обширных архивов БУКВЫ О, то они, к сожалению, до сих пор не изданы.

Пора кончать

Группа «Пора кончать» была образована студентами МИИТа еще осенью 2005-ого года, однако в нынешнем составе функционирует только с июня 2007ого. Изначально музыканты ориентировались в основном на панк-рок и гараж типа ГО, Iggy Pop and Stooges, Sex Pistols, Ramones и т. д. Но со временем стилистика группы эволюционировала до атмосферного пост-панка в духе Joy Division, Bauhaus и д.р., что не могло не отразиться на изменениях состава, поскольку из первого состава в группе играет только Тёма (также играет Данила, но уже в качестве барабанщика).

Свою задачу группа видит в донесении до слушателей своего уникального взгляда на изменчивый мир, полный с одной стороны гнетущего негатива, раздражения, ангедонии, депрессии, страдания, но с другой, мира в котором каждый, кто ищет и борется, находит свое место в нем.

«Живые выступления группы обычно отличаются большим выплеском энергии, эмоциональностью и неожиданностью, полностью лишенной карнавальности и граничащей с чем-то потусторонним, духом сродни шаманизму. Этому способствует как совершенно невообразимое поведение на сцене вокалиста/басиста Артёма, так и несколько отстранённая загробно-праздничная музыка группы, похожая на дождь льющий внутрь ваших душ, заставляющая вспомнить легенд 80-х с Туманного Альбиона Joy Division, Bauhaus, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Sisters of Mercy…»

В общем тем кто еще эту группу не видел и не слышал, хотя бы раз поглядеть и послушать их стоит – впечатление будет неизгладимое – гарантировано.

Тёма Igguana – голос, бас-гитара
Arty Type — гитара
Даня ian – барабаны
Антон Nevermore — клавиши

Досвидошь

досвидошь — музыка для танцев

Саратовская группа, отличается нервным вокалом и тревожными мотивами, на данный момент у ребят есть один полноформатный альбом под названием Монолит (2019 г.) и два мини-альбома, «3амкнутость» [EP 2019] и «Лоботомия!» [EP 2018]

Алексей Степанович Дегтярь (Иванов Даун)

Алексей «Макет» Дегтярь закончил Киевский институт музыки имени Р. М. Глиера , по классу баяна. Вначале 90-х стал известным своим участием в группе «Ivanov Down». Группа, возникшая из глубин андеграунда, ярко вспыхнула перед лицом узкого круга слушателей.

В 1991 году в Киеве культура без всяких денежных вливаний совершала очень мощное подземное движение, которое рано или поздно должно было вырваться наружу, и Макет предложил свою звуковую дорожку к механическому апокалипсису, демонстрируя чистую разрушительную энергию.

Это не были песни в привычном понимании, а скорее завоевание пространства. «Даун-рок» разум людей не мог абсорбировать.

Их дебютное выступление на фестивале «Ёлки-Палки-90» привлекло особое внимание любителей психоделической, отчасти даже галлюциногенной музыки, и они мгновенно превратились в звезд.

Дадаистическая музыка «Ivanov Down» была замечена в Европе и за океаном. Их композиции издавались в различных западных сборниках альтернативной рок-музыки, также они вошли в российский сборник «100 магнитоальбомов советского рока».

После того как Макет поколесил по Европе, он пару лет жил в Москве, затем вернулся в Киев, продолжая экспериментировать с электронной и компьютерной музыкой.

Воплощаясь в различных проектах: от авангардных и танцевальных (DJMaket, дуэт Maket&Allegra) до вполне коммерческих (Maket&DownTown, звуковые дорожки к рекламным роликам).

В 2008 году Алексей дебютировал в роли композитора полнометражных фильмов.

Летом 2012 года группа «Ivanov Down» выступила в Мыстецком Арсенале, на закрытии Первого Киевского международного биеннале современного искусства.

Сруб

Новосибирский «Лютый славянский пост-панк» проект Игоря Шапранского. Автор, по его собственному заявлению, вдохновлялся славянскими оккультными обрядами и старался воссоздать в своих песнях наиболее исконную русскую атмосферу. Как легко заметить, колоссальное влияние на «Сруб» также оказала ростовская группа «Утро»: тут и вокал, и мрачный, даже несколько пугающий звук. По словам Шапранского, если бы «Утро» продолжали записывать альбомы, то создавать «Сруб» просто не было бы смысла.
Имеют в своём активе один полноформатный альбом, 2 миньона, сингл и много внеальбомовых записей, доступных для прослушивания ВКонтакте.

Состав группы:

Игорь Шапранский — Вокал
Елизавета Шапранская — Клавишные
Герман Креденс — Бас
Константин Притыченко — Гитары
Глеб Гофман — Ударные

ДК ПОСТОРОННИХ

Очень мрачный и истеричный coldwave с русскими текстами — нервная пост-панк готика в духе ранних Clan of Xymox и The Cure. Шизодидная драм-машина и высокий суицидальный вокал. ДК ПОСТОРОННИХ — уже успевший себя зарекомендовать колдвейв-дуэт, непривычно нервный и импульсивный для обозначенного самими музыкантами жанра. Яркие представители современной пост-панк сцены. Аскетичные драм-машинки, резкая и звонкая гитара, синты и экзистенциализм самой высокой пробы. Группа может похвастаться рядом отличных выступлений. Среди них выступление на фестивале Return To The Batcave, концерты с легендами колдвейва Trisomie 21, фестиваль SKIF 2018 и ряд концертов в рамках осеннего тура по России резидентов клуба IONOTEKA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *