Репортажи

СТЕРЕОЛЕТО 2023: Отцы и дети на одном фесте.

Стереолето давно стало мерилом современной российской модной музыки. Каждый год команда фестиваля представляет посетителям несколько десятков исполнителей на любой вкус и для любого возраста. И особенно хорошо этот подход было видно на прошедшем 10 и 11 июня 2023 года уже 22 по счёту фестивале. Шутка ли: в хедлайнерах Zoloto, Баста, Альянс и Лев Лещенко! Впрочем, конфликта отцов и детей не состоялось и каждый посмотрел ровно тех исполнителей, которых захотел. Обо всём этом наш двухдневный репортаж. 

День первый. 

Едва ли я ошибусь, если скажу, что в этом году фестиваль многие решили посещать только один день из двух. Конечно, такое было и раньше, но сейчас из-за некоторых событий разница в количестве пришедших стала особенно сильно заметна: уехали тусовщики, уехали музыканты, а кому-то не разрешают выступать из-за антивоенной позиции. Да и в принципе денег у тех, кто остался, не так и много. 

Тем не менее, ваш покорный слуга всё-таки нашёл достойные коллективы в лайн-апе фестиваля. Вот, например, КАЗУСКОМА. Я видел эту банду очень давно, ещё когда она приезжала в Ионотеку (сам Ионов, кстати, почтил мероприятие своим присутствием). Теперь же музыканты доросли до главной фестивальной сцены. И это всего за 6 лет! Достойно, очень достойно. Крепкий материал, отличная сыгранность, неплохое чувство юмора: где ещё увидишь, как на гитаре играют бутылкой виски Jim Beam, а потом из неё поят басиста? Порой, правда, казалось, что сцена для них несколько великовата, а барабанщик ну очень сильно задвинут назад. Тем не менее, это отличное начало Стереолета. 

Прямо следом за ними на большую сцену поднялась группа АЛЬЯНС. Авторы легендарного хита «На заре» сыграли смешанный сет, включив в него как знаковые для коллектива старые треки «Воспоминания», «Смерти нет», «Мама, укрой», так и свежие композиции вроде «Асса 3» или «Не приходи ко мне домой». Ну а нетленку «На заре», естественно, пели всем фестивалем. Тем удивительнее, что группа не сыграла ещё один свой хит: «Дайте огня!», ведь это самый, что ни на есть качающий трек для опен-эйров! 

Нельзя не отметить, что Игорь Журавлёв нашёл себе как вокалисту прекрасную замену в лице молодого клавишника Германа Штрома. Его высокие ноты практически в копейку совпадают с теми, которые сам Журавлёв записал почти 30 лет назад.  

Удивительное дело, но впервые на моей памяти на фестивале выступила группа в жанре Black Metal! Самарский квартет SUPRUGA, надо сказать, пришёлся по вкусу местным тусовщикам, пресытившимся сладенькими коллективами, исполняющими невесть что (а такого на фесте предостаточно в любом году, уж поверьте). А некоторые и вовсе пришли на фест поглазеть исключительно на то, как мощнейший экстремальный вокал Ксении разнесёт к чертям «сцену ВКонтакте». И у «Супруги» здесь всё получилось как нельзя лучше. Жаль, что сет был короток, а группа спешила. Не удалось толком поговорить и обсудить, каково это для них6 быть первопроходцами жанра на таком пёстром Стереолете. 

Потом на ВК сцене выступала группа ДУРНОЙ ВКУС. Абсолютно неоригинальный и даже не вторичный коллектив, нахватавший музыки у Joy Division, David Bowie и ещё много у кого. Действительно, зачем сочинять свои песни, если можно просто содрать их у других исполнителей и выдать за свои? В общем, вкус у группы, может, и не дурной, а вот дурные привычки имеются и с ними нужно бороться, если музыканты не хотят, чтобы их воспринимали жвачкой, которую перед тем, как продать, пожевала пара дюжин человек.  

Главным открытием этого дня для меня оказалось стамбульское трио LALALAR – фантастическое и по звуку, и по стилю, и по сыгранности. Будто перед тобой выступает Таркан, но в жанре Dark Electro, Electro Rock, с неповторимым турецким колоритом и текстами на остросоциальные и политические темы. Так, например, они объяснили песню «Kötüye Bişey Olmaz» (Ничего плохого не происходит): 

«Этот трек был посвящён плохим дядям, которые правят моей страной. Да, я знаю, что кругом полно плохих дядечек, не только у меня в стране, они повсюду»! – В зале начался одобрительный шум, люди поняли, к чему он клонит. – «Всё, что я хочу сказать этим парням – [fuck you и показал средние пальцы. 

Вообще, удивительно, насколько созвучна с русской душой оказалась турецкая песенная традиция: в одном из треков чётко прослеживаются ноты песни «Неплохо очень иметь три жены» из «Кавказской пленницы» (вот, послушайте сами). Зал неистово поддерживал харизматичную троицу, откуда-то даже появился турецкий флаг, несмотря на то, что любая символика на мероприятии была под запретом. Да и просто так зал не отпустил фирмачей – настолько они были круты! Похоже, прямо на наших глазах взошла новая музыкальная звезда. Если всё получится, то мы ещё вспомним о LALALAR. И не раз. 

День второй. 

Отправной точкой второго дня стало трио OLIGARKH, которое в некотором роде стало логичным продолжением турок из LALALAR, о которых я писал выше. Только если у стамбульцев обыгрывались их национальные мотивы, то здесь музыканты вплетают в свою электроткань лучшие образцы русской песни. Причём, для них, как и для нас, уже не имеет значения, традиционная ли это песня, церковная молитва или «Моя оборона» Егора Летова – все они для нас одинаково важны и их смело можно считать народными.  

А ещё можно запросто считать народными артистов главной сцены: ВЛАДИМИРА КУЗЬМИНА и ЛЬВА ЛЕЩЕНКО. Приглашение последнего вообще взорвало все тусовочные чаты и паблики, вызвало шквал мемов и… в конечном итоге сыграло фестивалю на руку. Кузьмин тоже удивил: я в последний раз про него слышал что-то в районе начала 2000-х годов, а публика при этом знает наизусть все песни, которые он пел в тот день! Что уж говорить про самого Лещенко, каждый альбом которого на слуху до сих пор (а их у него, по самым скромным подсчётам, аж 30 штук).  

Впрочем, на Льва Валериановича я не пошёл смотреть, так, послушал издалека пару песен. А всё потому, что он пересекался с выступлением удивительно харизматичных ребят МЫТИЩИ В ОГНЕ. Удивительный коллектив, который раскрыл всем, кто в это время тусил возле ВК сцены секрет правильного хита: припев должен состоять из двух строчек, которые можно повторять до бесконечности. Пока зрители не запомнят: «Подозрительный предмет/Сообщите машинисту, Подозрительный предмет/Сообщите машинисту». 

Рок-Маяк перекинулся парой слов с Александром Шавровым, бас-гитаристом этой сумасшедшей банды и спросил, какая музыка его вдохновляет: 

— Знаешь, после просмотра вашего концерта создаётся впечатление, что вы когда-то играли метал, а потом по приколу придумали проект МЫТИЩИ В ОГНЕ. Насколько это в принципе правда? 

— Это действительно так! Мы с гитаристом ещё в Саратове и в самом деле играли метал! Нас всегда вдохновляли проекты Майка Пэттона, например, Mr. Bungle. 

— Вот и я подумал, что ваша музыка даже сейчас напоминает Fantômas: мощно и авангардно.  

— Здорово, что ты это подметил! [Постараемся и дальше не сворачивать с этого пути!] 

Ну а потом уже поздно вечером состоялось то, ради чего я оставался до конца. И это, конечно, ДЕЛЬФИН. Два огромных осветительных прибора в форме кругов под потолком сцены ждали только его. Те, кто стоял по центру, могли наблюдать не только Андрея Лысикова и его команду, но и световое шоу: в центр второго круга попадала часть экрана, на котором транслировались визуальные абстракции. И вместе они составляли невероятное шоу. Это невозможно описать словами, это нужно просто видеть. 

Дельфин в середине марта выпустил «Прощай, оружие!», который, в целом, продолжает его два последних альбома. Неудивительно, что именно треки из последнего релиза музыканта стали лейтмотивом выступления на СТЕРЕОЛЕТЕ 2023, кажется, он даже сыграл его целиком.  

Неизменным у Дельфина остаётся его принципиальное нежелание играть старые песни. Об этом, кажется, не знает только человек, который никогда не ходил на концерты исполнителя. И всё равно, невзирая на это, кто-то из толпы крикнул: «А слабо «Я люблю людей» спеть»? Сам Дельфин на это никак не отреагировал. Он был, как обычно, максимально отстранён от общения с публикой и максимально сосредоточен на песнях. Кажется, его в принципе мало волнует, кто перед ним, сколько человек – он максимально настроен выплеснуть из себя песни, а потом спешно уехать обратно. Что ж, его вряд ли можно за это винить, ведь сыграл и спел он свои треки отлично. Из старого было немного: «Дверь», «Любовь» и «Серебро». Вероятно, именно на этой песне было запланировано конфетти, но что-то пошло не так и пушки с кусочками серебра выплеснулись практически в самом начале сета.  

Вот таким я ощутил 22 фестиваль СТЕРЕОЛЕТО. Безусловно, это не все коллективы, которые выступали там. Но, увы, как и в прошлые годы, выступления идут внахлёст друг с другом, поэтому не получается посетить даже половину из заявленного, а кое-что не удаётся посмотреть, потому что ты жертвуешь выступлениями на малых сценах, чтобы быть поближе к музыкантам на главной. Так или иначе, фестиваль в очередной раз показал, что у нас есть не только старички, но и уникальная молодёжь, которая уже завоёвывает сердца тысяч и тысяч человек по всей России. Дальше будет ещё интереснее. Прощай, СТЕРЕОЛЕТО, увидимся в 2024! 

Фоторепортаж:

Альянс

Антоха МС

Комсомольск

БАСТА

Журналист: Гридин Андрей

Фото: Щукин Игорь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *