Репортажи,  Театр

Маугли 2023: Книга каменных джунглей.


24 февраля состоялся премьерный показ мюзикла «Маугли». Вольная интерпретация «Книги Джунглей», которую Редьярд Киплинг написал 130 лет назад, уже давно живёт своей жизнью: фильмы, мультфильмы, компьютерные игры… Алексей Франдетти и Дарья Борисова показали, что эта история достойна и мюзикла, а «Рок-Маяк» стал тому свидетелем.

В Театре эстрады имени Аркадия Райкина шумно, кажется, будто люди здесь собрались на спектакль даже слишком заранее: за полчаса до начала в гардеробе справа уже нет места. Много родителей с детьми, подростков и молодёжи, была даже группа школьников из кадетского училища – так уж вышло, что жанр мюзикла нравится совершенно разным категориям людей. Все взволнованы; напряжение такое, что ещё немного и воздух можно будет резать ножом, как праздничный торт. В зал необычно долго не запускают, публика толпится у входов в надежде занять хорошие места: сегодня рассадка свободная, кто успел – тот и местечко получше занял.

Наконец, двери открываются, и бесконечный поток желающих стать свидетелями премьерного показа «Маугли» устремляется внутрь. Дарья Борисова откуда-то из зала рассказывает, что спектакль технически сложный (вероятно, поэтому так долго пришлось ждать) и что у неё есть право остановить его, если что-то пойдёт не так. В это время рок-группа, притаившаяся в левом от сцены углу, начинает играть. Тревога и напряжение сразу куда-то улетучились.Началось.

Главная фишка этой постановки в том, что авторы решили не переносить нас в Индию XIX века, а оставить как есть, в веке XXI. Все образы достаточно хорошо продуманы: волки в косухах, кожаных штанах и париках с гривами будто отсылают нас к «Безумному Максу», равно как и Багира на мотоцикле. Другие герои «Книги Джунглей» стали похожи на образы из стимпанковых рисунков (особенно в этом преуспел Павлин). Некоторые герои предстают перед нами в виде ростовых кукол, управляемых человеком: слон, кобра Белый Клобук, Каа, Табаки. Особый восторг вызывает, конечно же Шер-Хан: его образ не ограничивается гримом актёра, он практически всегда появляется вместе со своим аватаром, который настолько велик, что изнутри управляется другим участником мюзикла. На этом фоне удивило то, что авторам пришлось показывать начало истории с куклой Маугли, причём, если задумка ещё ничего, то исполнение удручающее. Она едва ли способна вызвать в зале сопереживание, лишь недоумение.

Впрочем, это не единственный минус мюзикла. Неплохой подбор актёров убивает рваный сценарий. Нет внятных объяснений, как Маугли попал к волкам, почему бандар-логи заточили его в клетку в сокровищнице Белого Клобука, зачем Маугли берёт кинжал (этому в книге есть объяснение, ему нужен был клык, как у волка), а потом его выбрасывает. Но главное: Маугли решает уйти к людям и оказывается, что у него там уже есть возлюбленная! Откуда она взялась, зачем она по сценарию – непонятно. И да. Особый стыд вызвал «Красный цветок», который в постановке показан как светящийся пластиковый шарик. Я понимаю, что это вольное переложение, но если так много времени (и денег) вы тратите на кукол, на то, чтобы зритель почувствовал себя внутри мюзикла, наверное, стоило как-то по-другому обыграть этот момент.

А вот к актёрской игре, песням, хореографии претензий нет, ребята и девчонки молодцы и свои роли, даже самые маленькие и второстепенные, отыгрывают здорово. А те, кто успевал не только за сценой следить, наверняка заметили, как получает удовольствие рок-группа, под чью музыку и происходит действо. Они играли так, будто нет никакого спектакля, есть их собственный концерт. Они отрывались, даже когда (почти) никто не видит.

Полтора часа, наверное, лучший формат мюзикла: зритель не успевает устать и уснуть в мягком кресле на втором акте. Удалось выдержать темп, что не каждому мюзиклу на моей памяти удавалось: после антракта обычно становится много грустных песен, которые способствуют здоровому сну. «Маугли» удалось избежать такой участи, это несомненный плюс. Но осталось ощущение, что сами авторы так до конца и не определились, кто их целевая аудитория: мюзикл для детей не слишком детский, а для взрослых не слишком взрослый. Надеюсь, что зритель найдёт ответы на этот вопрос сам, а эта постановка не затеряется в каменных джунглях, ведь так приятно услышать, казалось, давно забытую фразу: «Мы с тобой одной крови: ты и я»!

Журналист: Гридин Андрей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *