Репортажи

Фестиваль STEREOLETO состоялся в Санкт-Петербурге 12 и 13 июня 2022г.

В жизни каждого человека есть события, которые происходят редко. Но оттого они оказываются самыми желанными в году, круче чем день рождения или Новый год. Таковым для многих было, есть и остаётся «STEREOLETO», которое состоялось в прошедшие выходные, 12 и 13 июля. В этом году фестивалю стукнул аж 21 год, полное совершеннолетие наступило, а это значит, что теперь можно всё!

Стереолето. День 1: дагестанский фанк, шаманские танцы и поп-дива с Марса.

Пишите письма Леди Гаге.

Я до последнего не был уверен, что иду, поэтому буквально с самолёта на бал попал в Севкабель, где и происходило всё действо, и сразу попал на приятное инди-трио «Макодзеба». Никогда их раньше не слышал, но они точно достойны внимания. Удивительно, что их поставили прямо на самое начало фестиваля. Думаю, их потенциал намного выше: качественная музыка, пусть и довольно минималистичная, есть свой шарм, стиль. Если группа будет работать над собой и дальше, то, возможно, зрители «Стереолета – 2022» станут свидетелями рождения новой звезды на отечественной инди-сцене.

В это же время на главной сцене выступала группа IOWA. Качественный поп с привлечением живого барабанщика оказался по вкусу многим зрителям: плотный звук, качающий бас и хрупкая вокалистка в облегающем костюме будто из сказки. Помните, там было что-то типа «приди ни голая, ни одетая»? Ну вот, примерно так и можно назвать наряд, в котором Катя IOWA пела свои лучшие песни. Помимо этого, вокалистка много общалась со зрителями, и то, как она это делала, возможно, стало ключевым фактором, почему я остался и дослушал её сет до конца.

«Между песнями я планировала говорить что-то», — призналась она. – «Я хотела говорить что-то в паузах между песнями, но пауз нет! Вы хлопаете в паузах и ваши аплодисменты сильнее слов»!

После этого певица также призвала писать своим кумирам письма в соцсетях, потому что любой знак одобрения важен. «Пишите даже Леди Гаге, и может быть она вам ответит»! Что ж, может быть, это и есть то самое, для чего нужен интернет? Для возможности пообщаться с самыми разными людьми, в том числе, и с известными.

Только чёрному коту и не везёт. А нам везёт!

Безусловно, у каждого пришедшего на «Стереолето» есть свои вкусы, предпочтения, и, естественно, любимые музыканты, ради которых он приходит на фестиваль. В первый день таковым оказалась для меня несравненная Жанна Агузарова.

Сказать, что она играет в Питере редко, значит слукавить: в городе на Неве Жанна в последний раз была с концертами аж 7 лет назад. За такой огромный срок её, при этом, не забыли: по моим наблюдениям и опросам, большинство пришедших отмечали нашу инопланетную диву в тройке исполнителей, которых они бы хотели непременно посмотреть.

Королева русского рока вышла на сцену в куртке с принтом карты мира, берете, белоснежных штанах и белых ботинках на огромной подошве. Если бы проводился конкурс на самого стильного посетителя фестиваля, его бы с огромным преимуществом выиграла бы именно Жанна. Её умение одеваться со вкусом превосходит только её умение петь песни, которые остаются у тебя в сердце надолго. Я, например, просто показал фотки Агузаровой с концерта своему товарищу, и он написал, что теперь у него в голове играет «Будь со мной». И, что самое смешное, на «Стереолете» она её тоже пела. Получается, песня телепатически передалась на расстояние в тысячу километров? Это точно какие-то инопланетные технологии!

Удивительно, но несмотря на почтенный возраст, голос у Королевы всё такой же звонкий и узнаваемый. Какую песню ни возьми: «Чёрного кота» или «Орла», «Мне хорошо рядом с тобой» или «Ленинградский рок-н-ролл» — Жанна везде была на высоте. Думаю, что не совру, если скажу, что все получили огромное удовольствие от её выступления. Мне, правда, не хватило «Плоскогорья Лэй», которую она записывала вместе с Василием Шумовым, но эта песня, конечно, больше подходит для разностороннего долгого сольника, чем для часового выступления на фестивале.

Дагестанский фанк.

Так уж вышло, что музыканты, которые были на главной сцене после Жанны, меня интересовали мало, потому я принялся искать, что бы такое посмотреть. И на сцене «Причал» обнаружил фанк. О, думаю, это интересно. Тут и постою. И, как оказалось, не зря. Добротная музыка, смесь фанка, джаза и восточных мелодий с речитативом.

И это ещё не всё: музыканты, в промежутках между качовыми песнями, сыпали шутками. Шутки эти были настолько искренние, простые и понятные абсолютно всем, что стало понятно: прямо здесь, на наших глазах рождается интереснейший симбиоз дагестанских стендапа и фанк-рока. И то, и другое вряд ли было известно в России раньше даже по отдельности. И тут страна, которая живёт стереотипами, вдруг приняла правила игры группы «Нееет, ты что». И одарила их вниманием публики.

После концерта выяснилось, что это был… первый полноценный концерт музыкантов вместе. Но, конечно, не первый концерт в принципе, ведь в коллективе выступает известный барабанщик-виртуоз Шабан Абдуллаев. Мы поговорили с ним о том, как пришла идея развивать европейскую и американскую музыку в довольно консервативном регионе. Ну и про группу тоже спросили.

«Мне 52 года», — говорит Шабан Абдуллаев, — «они на 20-30 лет моложе меня. Но эти ребята с моей музыкальной историей: это Хендрикс, это Лед Зеппелин, это Майлз Девис. Это джаз! Когда нет неправильной ноты, когда за неправильной нотой следует правильная. Это наш принцип: не бойся неправильной ноты, после неё будет правильная»!

С гитаристом «Нееет, ты что» мы немного поговорили и о самом фестивале. И впечатления у Расула Махалиева зашкаливают:

«Прекрасный фестиваль, отличная организация, нас приняли просто шикарно, у нас были все условия, чтобы выступить. Питер – это тёплая публика! Если нас позовут, мы с удовольствием приедем», — подытожил музыкант.

После выхода с интервью, я попал на последние выступления и на сцене «ЦЕХ», где меня ждал «Космос на потолке», и на сцене «ПРИЧАЛ», там вечер закрывали виртуозные «Super Collection Orchestra». Оба коллектива очень круты несмотря на то, что представляют собой совершенно разные полюса музыкальной культуры: инди-поп и фьюжн. Абсолютные мои рекомендации. Обязательно сходите и послушайте этих парней и девушек, если у вас есть такая возможность. Вы будете приятно удивлены.

Шаманские пляски.

Под конец вечера вся публика от мала до велика собралась у главной сцены, где уже разворачивалась подготовка к грандиозному закрытию первого дня. Группа «Shortparis» давно может считаться тяжеловесом инди-культуры современной России. При этом, парни играют музыку, нацеленную, скорее, на прогрессивных европейцев, чем на консервативных соотечественников. Как удаётся угодить и тем, и этим – загадка.

Помимо основной сцены, для музыкантов смонтировали ещё две небольшие, прямо в центре танцпола. Многие музыканты бы побоялись, наверное, выступать вот так, среди зрителей, но не «Shortparis». Вообще, складывалось ощущение, что им вообще всё по барабану: они входят в какой-то транс в начале выступления и своими движениями, голосом, прямой бочкой на установке барабанной повергают в транс и своих слушателей.

Впрочем, ваш покорный слуга в этот транс так и не окунулся, мне в принципе не понравилось выступление артистов. Не знаю уж, с чем это связано, но мне показалось, что всё это я уже много раз видел и слышал, а само выступление хоть и было наполнено шаманскими плясками, но меня не качало. Так что, я даже ушёл, не дослушав сет до конца.

Итоги.

Главное, зачем я хожу на «Стереолето» — это за новыми эмоциями, новыми артистами, которые качают, делают что-то особенное. И в этом году открытия не заставили себя ждать. «Макодзеба», «Нееет, ты что», «Mika Vino», «Super Collection Orchestra» и «Космос на потолке» — вот мои фавориты первого дня, которых я ни разу не слышал раньше. Сюда же можно отнести и IOWA, она молодец, умение расположить к себе публику дорогого стоит. Ну а артист дня – несравненная Жанна Агузарова.

А теперь немного о грустном. Чем ещё запомнился первый день, так это огромными очередями везде. Сначала за спиртными напитками в специальные будки, а потом в туалеты, которых было на весь фестиваль всего несколько штук. Ажиотаж был такой, что девочки ходили в мужской туалет, просто потому что туда была очередь в три раза меньше. И, насколько я помню, эта проблема существует на фестивале не первый год, но всё равно продолжает быть проблемой. И её как-то надо решать уже, дорогие устроители.

«Стереолето». День второй. Новое или [не]забытое старое?

Второй день «Стереолета» пришёлся на понедельник, пусть и нерабочий, но лёгкое амбре от вчерашнего осталось: народу пришло заметно меньше. Возможно, свою лепту здесь также внёс дождь, прошедший аккурат перед первыми выступлениями. Сцена «ПРИЧАЛ», например, была в лужах, что создавало некоторые трудности игравшим там музыкантам. Впрочем, обо всём по порядку.

Инди, поп-рок и фанк. Отличное начало дня!

Итак, как я уже писал выше, дождь едва не застал начало фестиваля, но, к счастью для всех, вовремя отступил и позволил наслаждаться фестивалем в полном объёме. А посмотреть было на кого. В «ЦЕХу», когда я пришёл, полным ходом шло выступление инди-трио «Electrolith», которое запомнилось довольно интересным электронным звучанием. Впрочем, меня, как и в первый день, больше интересовала сцена «ПРИЧАЛ», где я с удовольствием понаблюдал за фанковыми «Forest Tiger Friend & Owl Helper». Потрясающе, что у нас, наконец, стали появляться музыканты, которые знают и ценят жанры Funk и Soul. Впрочем, в их музыке всё равно чувствуется влияние и других жанров, звук более современный, и оттого более живой и качовый.

После них эстафету приняла банда «Видеокассета твоих родителей». Поп-рок с бодрыми гитарными соло ещё больше раскачал публику, собравшуюся на «ПРИЧАЛЕ». Создалось даже ощущение, что народ оттуда и не уходит никуда: «Стереолето» всегда было больше про тусовку, чем про музыку, многие просто тусовались рядом с одной сценой и, возможно, не видели ни одного исполнителя с других двух.

А если серьёзно, то я и сам чуть было не стал таким вот адептом одной сцены на весь день. Всё потому, что мне очень советовали послушать бодрую девочку под псевдонимом «Стереополина». Ну, что сказать: за этим выступлением было интересно наблюдать. Китч – думаю, это подходящее слово для того, что происходило на сцене в следующие 40 минут. Достаточно было взглянуть на одетых в меховые шубы музыкантов и хрупкую Полину в мужском пиджаке на несколько размеров больше. Вот только на них я понял, что народ стал потихонечку прибавляться. Возможно, многие, как и я ждали шоу на главной сцене, а возможно, их привлекли «Стереополина» и нью-вейв от группы «Семь ножей» на сцене «ЦЕХ». Новая русская волна уже давно шагает по стране, но этих ребят я услышал впервые. И остался ими очень доволен: наследие Кёртиса в надёжных руках, умах и сердцах.

Хорошо забытое старое снова в моде?

И вот после такого бодрого начала я, наконец, подошёл к главной сцене, ведь там должны были ирать те, кого я сам считал и считаю главным событием этого вечера: группа «АВИА». Антивокально-инструментальный ансамбль, созданный в начале Перестройки, до сих пор не теряет актуальности. Пусть и выступают музыканты вместе редко – всего раз в несколько лет – но их вклад в русскую музыку переоценить сложно.

В «АВИА» слились воедино все клише, которыми изобиловал СССР, начиная от оформления в духе Маяковского и его «Окон Роста», заканчивая пантомимой и почти что цирковыми номерами, в которых принимали участие не только музыканты группы, но и пять прекрасных девушек, будто делавших утреннюю гимнастику. И всё это под чутким руководством актёра, музыканта и физрука Антона Адасинского.

Надо сказать, что состав, который уже больше 30 лет вместе, до сих пор не потерял запала, а Адасинский как заводила просто бесподобен. Раскачать питерскую публику может далеко не каждый, особенно когда играешь такую сложную музыку. Но, сколько я ни наблюдаю за концертами «АВИА», ему раз за разом это удаётся. Действительно талантливая и очень недооценённая группа. Но, кто знает, может быть, в современных реалиях у них ещё есть шанс получить настоящее признание от российской публики? Хочется на это надеяться.

Кстати, любопытно, что после концерта я изловил Антона Адасинского и поделился своими впечатлениями, что они – лучшая группа всего второго дня, если не всего фестиваля. И, что самое удивительное, со мной согласился охранник, который стоял рядом. Вот уж поистине самый беспристрастный зритель и слушатель! Так что, у «АВИА» вполне может случиться вторая молодость, чего я им и желаю.

Первобытная энергия.

После «АВИА» нужно было как-то заполнить ближайший час. Поэтому мне снова улыбнулась удача на сцене «ЦЕХ». На этот раз там играла группа «Созвездие Отрезок». Чтобы вы понимали, группа выглядела как какое-то туземное племя, которое вышло на сцену в леопардовых и зебровых «шкурах», в боевой раскраске и с настоящей животной энергией.

Вокальный дуэт буквально сначала рвал зал, а потом собирал его, аккуратно обматывая сигнальной лентой. Но только для того, чтобы следующей песней вновь его порвать. Думаю, музыкантам (особенно вокалистам) немного не хватает синхронности для того, чтобы звучать ещё профессиональнее. Хотя, как знать, может, если всё будет чистенько, пропадёт та самая энергетика?

Эта песня прям про меня!

Найк Борзов – ещё один мой фаворит второго дня. Я, наверное, был на его концертах уже раз семь. Но всё равно продолжаю ходить. И в этот вечер тоже ждал его выхода. И этот сет был просто идеальной подборкой хитов Найка. Он не так часто в принципе играет песню «Загадка», которую я люблю всем сердцем. Но в тот день он ею открыл выступление и сразу стало понятно: эта планка не понизится.

Несмотря на достаточно стандартный набор хитов, Найку было чем удивить зрителя. Он пригласил на сцену сурдопереводчицу на песню «Три слова», а потом ещё раз на композицию «Одна она». Эту песню, как и большинство других, пели хором. «Во всех глазах и лицах/Только одна она», — пели зрители. В это время ко мне поворачивается брутальный бородатый мужик и с какой-то такой грустью в глазах говорит: «Эта песня будто про меня написана, у меня всё точно так же, как в тексте»!

И тут я понял, почему народ так ценит творчество Найка: оно про людей. Про тебя и про меня – про каждого. Борзов, пожалуй, единственный артист, у которого даже грустные песни способны вывести из депрессии. Но на «Стереолете» депрессии точно не нашлось места, ибо музыканты играли бодрый сет со всеми хитами: «День как день», «Лошадка», «Ты горишь», «Kingsize», и, конечно, «Верхом на звезде». Не обошли они стороной и каверы на Цоя и Летова. Кто-то даже так раздухарился, что начал показывать концерт своему велш-корги, чем изрядно повеселил публику.

Впрочем, довольны сетлистом остались не все: некоторые обвинили музыканта в том, что он не играет ничего нового, отдавая предпочтение песням, которым по 20 лет уже. Это мнение, которое имеет право на жизнь. Но при этом стоит помнить, например, что ЧИЖ уже 20 лет НИЧЕГО НЕ ВЫПУСКАЕТ, так что, всё не так уж плохо.

Хоп-хей-лалалей, «Стереолето – 2023», приходи скорей!

Не скрою, что объявление Леонида Агутина хедлайнером второго дня было для многих шоком, похлеще этой вашей «Кубаны», где как-то выступал Лев Лещенко. Я же помню, что купил кассету «Босоногий мальчик» ещё в далёком 1994 году, так что, знал: этот человек играет качественную музыку. Да ещё и, представьте себе, заигрывает с фламенко! И даже сейчас, когда всё встало на коммерческие рельсы, Леонид умеет и смастерить поп-хит, и записать альбом с Аль Ди Меолой, так, для души.

Послушать Агутина собралось огромное количество людей: неважно, на кого ты пришёл изначально, всех объединяет тот самый автор песен про парня чернокожего и одинокий остров. В отличие от Борзова, Агутин не стеснялся перемежать старые хиты новыми или не так часто звучащими треками. В этом на сцене ему помогала группа «Эсперанто» из десяти (!!!) человек. С ней музыкант сотрудничает уже многие годы. Недивительно. Что всё звучало так слаженно, без косяков.

К сожалению, день на «Стереолете» подходил к концу, пришлось уйти немного раньше окончания сета, чтобы успеть на метро, но уже на выходе я услышал одну из самых популярных песен артиста: «Хоп-Хей-Лалалей» и вдруг ощутил какую-то бесконечную тоску. То ли по счастливому и беззаботному детству, когда я слушал до дыр кассету с это песней, то ли от того, что «Стереолето – 2022» подошло к концу и теперь придётся ждать его целую вечность: до следующего июня. Но одно я знаю точно: в следующем году фестиваль точно сможет меня удивить новыми исполнителями, да и старыми тоже!

Итоги.

Во второй день мне снова удалось открыть для себя несколько отличных молодых коллективов, которые по качеству ничуть не уступают, а где-то даже уже превосходят современных грандов. Впрочем, представители старой школы: АВИА, Найк Борзов и Леонид Агутин всё ещё готовы поспорить с молодёжью за умы и сердца поколений. И это хорошо: только на таком соперничестве можно взрастить по-настоящему качественную музыку в любом жанре.

Фоторепортаж:

Репортаж Андрея Гридина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *