Репортажи,  Театр

«ПЕРЕнаСТРОЙКА»: как «Стиляги», только лучше.

Начало февраля в Петербурге ознаменовалось отличной постановкой «ПЕРЕнаСТРОЙКА. В поисках своей волны» в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина. Я не заядлый театрал, однако решил почувствовать себя в 80-х годах прошлого века, которые я застал, будучи совсем маленьким. Помню я из тех времён, прямо кажем, немного, чем не повод посмотреть, насколько моё представление отличается от постановки?

Надо сказать, что погружение в атмосферу горбачёвской перестройки зритель погружается уже на пути к своему месту в зале: из колонок доносятся звуки русского рока тех лет, когда страна начала потихоньку принимать западную культуру. И, знаете, это действительно помогает приобщиться к действу, которое ожидает зрителей в следующие пару часов.

Распахивается занавес и перед нами предстаёт быт советского человека: телевизор с антенной, которая ловит сигнал только если с ней застыть, причудливо изогнувшись, радиоприёмник, из которого можно услышать модные песни, причудливые наряды и даже очереди непонятно за чем. Всё это объединено стихами Олега Григорьева – советского поэта, который удивительно точно подмечал в своих произведениях веянья эпохи перемен, из которой ему так и не удалось выбраться: он умер весной 1992.

Стоит отметить и формат происходящего: музыкально-поэтический спектакль. Это не мюзикл, но уже и не пьеса в классической её форме. И режиссёр-постановщик Кирилл Петров (ученик Юрия Гальцева, между прочим) очень хорошо отмежевался от знакомых форматов в сторону некоего эксперимента, где помимо поющих чуть ли не арии советских граждан, играет музыка представителей Ленинградского Рок-Клуба – «Зоопарк», «Кино», «ДДТ» и высмеивается группа «Земляне». Если сравнивать эту работу с тем, что зрителю хорошо знакомо, то на ум приходит фильм «Стиляги». Вот только спектакль поставлен на куда меньшие средства, а по всем параметрам превосходит своего предшественника.

«ПЕРЕнаСТРОЙКА» – это место, где Пушкин может сойти с пьедестала, ученик изображает схватку со своим внутренним демоном с отсылкой ко «Властелину колец», а выпивоха готов пойти на всё, чтобы охмурить пышногрудую продавщицу. Это лоскутное одеяло, где нет главных героев и второстепенных: каждый персонаж — это пласт, кладезь представлений о себе, о стране, о мире того времени. Зачастую, эти представления выглядят наивно, странно и даже смешно, но на то и нужна комедия.

Работа, которую проделали все участники спектакля, конечно, огромна, а сама постановка несомненно заслуживает внимания самой широкой публики. Именно об этом я думал, когда стоял в очереди за своим пальто, когда вдруг услышал откуда-то внезапную «Всё идёт по плану» Егора Летова, и подумал, как же символично, что кто-то на телефоне врубил этот трек. И только через минуту я понял, что «Гражданская оборона» играет из тех самых динамиков, которые приобщали нас к 80-м в самом начале. И про себя пропел: «А при коммунизме всё будет ******* [отлично], он наступит скоро, надо только подождать»!

Журналист: Гридин Андрей

Фото: Оксана Ковтун

Благодарим Кирилла Рейна за сотрудничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *