Репортажи

XVII Moscow Synthetic Snow Festival в клубе «Театръ» 7 декабря 2019

В субботу 7 декабря Ленинградский вокзал встречал меня такой мерцающей взвесью дождя, субботней неторопливой толпой и разлитой в воздухе меланхолией, что, кажется, произошла ошибка — поезд из Петербурга так никуда и не уехал. Лучшее решение в этой непонятной ситуации — согреваться потрясающей музыкой и пламенными танцами на главном российском фестивале для тёмных романтиков XVII Moscow Synthetic Snow Festival, который вот уже целую жизнь не даёт сгинуть в пучине зябкого декабрьского уныния.

На вечеринку, конечно, неприлично приходить вовремя, но в данном случае ‘этому правилу следовали зря: не самые расторопные гости потеряли редкую возможность оценить в деле дуэт Harmjoy. И если Олафа А. Реймерса, известного по Tyske Ludder, ещё можно было повидать в наших краях, благо из Германии добираться не тыщу вёрст на оленях, то вокалист Дэн Ван Хойел из Америки не сказать чтобы зачастил в Россию. Обладатель бархатного вокала, сияющий как солнце Сан-Франциско Дэн Ван Хойел принялся за раскачку немногочисленных зрителей с восхитительной откровенностью и нескрываемым удовольствием. В его визуальной подаче присутсвовало всё, чего можно ожидать от заслуженного сотрудника всем известной калифорнийской фетиш-bdsm-студии. Обаяние, и стать, и врождённая элегантность. Несмотря на скромное число слушателей в прохладном и пустынном зале, музыканты роскошно выкладывались, представяли новые и старые треки, в меру манерно отыгрывали шоу. Чистопородный, мелодичный, выдержанный в лучших традициях синтипоп от Harmjoy открыл фестиваль так бодро, что согреться удалось без промедления.

В малом зале возрождал эпоху техноромантики легендарный «Биоконструктор». Между тем, никакого ностальгического ретро и нафталинового флёра 80-ых замечено не было: примерно с середины выступления публика начала отплясывать как заговорённая, а свежая композиция «Фотоны и волна» вписалась в сэт так же отлично, как и признанная классика. К славной компании Александра Яковлева, Андрея Кохаева и Валерия Васько на треке «Биоконструктор, продолжение» в качестве бэк-вокалистки присоединилась Ольга Восконьян, а у меня над ухом то и дело звучал шикарный бэк из зала, вторящий происходившему на сцене. «Ого, — подумалось на секунду, — ваш техно-поп и здесь, и там показывают!» Настолько поклонники «Биоконструктора» не лыком шиты. К концу выступления в малом зале стало становиться тесновато, а на входе собралась первая за вечер пробка.

Тем временем самая прекрасная публика подтягивалась на фестиваль: в лучших традициях, все оттенки чёрного и немного камуфляжа составляли колорит толпы. Прекрасный свет линчевал пространство вдоль и поперёк, не разрушая сумрака и атмосферы, достойный звук присутствовал и особенно поражал на малой сцене — к организации и настроению фестиваля не находилось абсолютно никаких претензий. Вечер разгорался, и выступление Angels&Agony на главной сцене уже не выглядело сиротливо. Futurepop-команда из Голландии под предводительством Райнера Кале не сказать чтобы сильно зацепила внимание по части музыки, но визуально запомнилась чувством острого когнитивного диссонанса. Представьте себе страдания юного Вертера в исполнении прожжённого пирата. Angels&Agony, очевидно, собирались рвать шаблоны. Патетичные заламывания рук от бородатого дядьки в тельняшке — это, несомненно, сложный концептуальный образ, и, судя по некоторому остолбенению среди публики, не все его поняли. Возможно, удалось бы проникнуться историей сильнее, не торопись я в малый зал на встречу с моими фаворитами.

The Lust Syndicate — главное ожидание вечера, и, вы удивитесь, напрямую не связанное со Spiritual Front, лидером которого, прекрасным Симоне Сальватори, создан этот проект. Тёплый ламповый нойз, аналоговые индустриальные шумы, ритмичное шаманство, выдержанный визуал и чеканные антикапиталистические лозунги в обрамлении милитари-попа — вот по чему изголодалась душа. Ещё до появления музыкантов сцена выглядит как настоящая баррикада на улицах виртуальной революции. Установки для пюпитра, перкуссии и воспроизводства металлического лязга затянуты камуфляжной сеткой, словно импровизированные завалы, за которыми предстоит укрыться в шутере, который вот-вот разгорится. Под интро музыканты занимают свои позиции на этой баррикаде. Обезличенные, скрываясь за масками, как анонимные борцы за всё прекрасное.

Сетлист открывает Black Virgin — Stabbed Jesus с торжественным маршем. Музыканты чеканят ритм, как неумолимая механистичная армия, синхронные, как трое из ларца. Бойцы готовы нести свою идеологию внимающим массам. Речитативные треки перемежаются программными заявлениями о свободе, протесте и плотоядном оскале капитализма, следуя концепции альбома Capitalism is Сannibalism. Лязг, монотонность и плотное наслоение звуков сопровождают кадры чёрно-белой хроники на экране. Ретроспективные видео протестов и боёв с полицией срываются в глитч — тогда как музыка, напротив, то и дело выныривает из пульсаций и декламаций в бесконечно талантливый, мелодичный, хрупкий милитари-поп.

Бескомпромиссный anti capitalist industrial pop оказался перфомансом, от которого невозможно оторваться. В живой версии радикальные треки The Lust Syndicate превратились в цепкие, ритмичные хиты, которые быстро раскачали даже самых равнодушных зрителей. Зловещая баллада Deserted Future обнажила весь свой танцевальный потенциал, а завершавшая сет Death Moves Towards Us не оставила камня на камне от нарочито сурового, вымуштрованного по стойке смирно, настроения. Выступление выдалась потрясающе тёплым, атмосфера — душевной. Симоне Сальватори, несмотря на всю брутальность образа и подобающие случаю наставления «Never surrender, Russia!», не отказал себе в возможности перекинуться с публикой парой слов, а то и шуточкой. Раздав все свои заявления, призывы к бунту, предостережения и предсказания, конец выступления музыканты встретили «с открытым забралом». Самый внимательный суслик, как известно, получает бампером в лоб, а самая восторженная девица — разрыв сердца и сетлист из рук музыканта: этот раз такая участь выпала мне. Думается, мы с The Lust Syndicat остались друг другом крайне довольны.

Под неоновым перекрестием и затейливой сеткой лазеров на главной сцене разгорались танцы под мелодраматичный синтипоп с вкусным оттенком пост-панка. Вокалист в чёрной косухе уверенно и артистично терзал микрофонную стойку меж двух огней, точнее, расположившихся по бокам клавишников. Agent Side Grinder — отличные ребята из Швеции, которые, в отличие от их предыдущих коллег по главной сцене, запомнились прежде всего ударными боевиками. Треки Agent Side Grinder невозможно перестать напевать примерно со второй минуты знакомства с ними. А если попасть под обаяние и мощную энергетику живого выступления — в группу нельзя не влюбиться. Попробуйте, я гарантирую. Искренняя благодарность фестивалю Synthetic Snow за новые открытия и привозы групп, ещё не бывавших в России. Как бы не любил народ признанных хэдлайнеров, самое большое удовольствие, на мой взгляд, именно в таких ярких знакомствах.

Не устану разглядывать публику: крайне симпатичный молодой человек был замечен в малом зале после сета The Lust Syndicate. Да и как его не выделить из толпы, ведь он немногим ранее отвечал за очарование в составе Angels&Agony. Получасом позже, вернувшись на малую сцену, лишь по отмеченной ранее характерное манере двигаться и знакомому силуэту я узнаю его на сцене. Лицо музыканта скрыто, а руки творят магию за миди-клавой. Noire Antidote — второе из событий этого вечера, которое явно останется со мной надолго. Это та самая прекрасная музыка, по всем заветам вич-хауса, от которой тело раскачивается в ритме тёмной мессы, а над головой сама по себе отрастает мантия. Хотя, скорее всего, загипнотизированные зеркальные нейроны подключились к происходящему на сцене: выглядело действо именно так. Под мантией скрывался Бенджамин Схонес из Голландии, юный адепт постиндастриала, неоклассики и витчухи. Лик музыканта явился публике только в самом конце, как и в случае с The Lust Syndicate, но в плане подачи было радикальное отличие. Все захватывающие Бенджамина эмоции буквально создавали пластический театр одного актера. Тот случай, когда не нужен лишний антураж или провокативный видеоряд. Вся искренность умещается в охвативших голову ладонях, в яростном, откровенном колдовстве над клавишными и лэптопом. Мощь, отчаяние, инфернальная красота захватывали пространство. Жёсткие ритмичные линии переплетались чарующими мелодиями, тонули в тревожных шорохах и потусторонних шумах, пожирая душу и тело. Я не нашла в себе сил вырваться из этого тёмного плена до самого конца.

Тем временем на главной сцене было жарко, сомневаться в этом не приходилось — за дело принялись Suicide Commando. Бельгийцы раздавали беспощадное dark-electro как черти. Подкидывал дров в апокалиптическую топку зловещий видеоряд, от которого пробирало мурашками. Йохан ван Рой яростно метался по сцене, то кидаясь на публику, то обращаясь в своём безумии куда-то в абстрактное пространство. Мне удалось поучаствовать в этой вакханалии целых полчаса, потому что третье главное откровение вечера снова случилось на малой сцене. Ещё один новый гость в России. Electronic Substance Abuse или ESA — мощнейший ритмик-нойз проект от англичанина Джейми Блэйкера, который мгновенно уволок мою душу в другое измерение. Фантастически прекрасный Блэйкер, очевидный обладатель black/death-metal закалки в своём музыкальном бэкграунде, сметал танцпол в единую пульсирующую мякоть и проворачивал эту мясорубку одной левой. Музыкант бушевал то за пультом, то на пульте, то оказывался в зале, то беспощадно терзал перкуссию, то орал в микрофон. Толпа в исступлении рвала пространство, погружаясь в дикий ритуальный хтонический сумрак. Ночь достигла своего катарсиса.

Возвращаться из глубин демонического безумия пришлось в дым и туман, окутавшие Covenant на главной сцене. Шведские корифеи электро-индастриала любят Россию, и уже бывали здесь неоднократно. В этот раз группа привезла программу все хиты для тех, кто в очередной раз рад их слышать. Честно признаться, если вы не великий фанат Covenant, то на фоне происходящего на фестивале пламенеющего драйва подача Эскила Симонссона показалась бы вам слишком заунывной, прохладной и отрешённой. Не впечатляло ни звучание, ни харизма, зато в этот момент можно было взять лиричную передышку перед тем как завершить пребывание на фестивале самым символическим пунктом программы. Русский народный EBM от Strong Product, осмысленный и беспощадный, создал фестивалю идеальную эпитафию без посторонней помощи: «Это мой случай, русский EBM, диагноз ставил доктор мозговых проблем».

Пусть такие потрясающие «проблемы» приключаются ежегодно до конца времён, лично я совершенно не против.

Фотограф: Bez Kosmosa

Текст: Анна Езерская

Благодарим пресс-службу фестиваля за предоставление аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *