Репортажи

Static-X в ГлавClub Green Concert 21 сентября 2019

Wild Energy Concert 21-го сентября впервые в Москве представили культовую ню-индастриал/метал-группу из Лос-Анджелеса — Static-X!
Коллектив, который никогда не был стадионной группой, но в то же время имел немалую фан-базу и занимал почётное место в становлении альтернативной музыкальной волны 90-ых и 00-ых.

Но сперва нужно немного предыстории, ведь это не просто рядовой приезд заграничных артистов, это целый калейдоскоп из праздника, драмы, трагедии, расследований и ещё чёрт знает чего!

Так получилось, что для отечественных фанатов это достаточно личное событие, ибо за всё существование Static-X, ребята никогда не посещали Россию, и лишь после официального распада группы сольный проект лидера Уэйн Статика (настоящее имя Уэйн Ричард Уэллс) анонсировал в 2014-ом году три концерта на территории нашей необъятной на пару с ню-металистами Drowning Pool.
Однако судьба внесла свои коррективы, и Уэйну не суждено было в своей жизни побывать в России…
Первого ноября 2014-го Ричард скончался во сне. Несмотря на опрометчивые заявления некоторых коллег по цеху и просто злых языков, причиной тому послужили не наркотики, с которыми музыкант успешно завязал вместе со своей женой ещё несколько лет назад и даже посвятил этому свой единственный сольный альбом «Pighammer» (2011)… Увы, но тут в дело вступил другой порок, что заменил собой наркотики в жизни пары — спиртное. Смешивание лекарственного препарата «Ксанакс» (который Ричард принимал из-за психологических проблем) с алкоголем стало роковой ошибкой, таким образом не дав музыканту дожить трёх дней до своего 49-го дня рождения.
Российские фанаты, которые ждали Уэйна с командой уже в январе, были просто в шоке и трауре, как и, собственно, вдова покойного — Тера Рей, которая души не чаяла в Ричарде, как, впрочем, и он в ней. Воистину, более счастливую и идеальную пару в рок-музыке трудно найти. Их, к сожалению, не такая долгая счастливая совместная жизнь гораздо искреннее и драматичнее, чем воспетые в поп-культуре Сид Вишес и Нэнси Спанжен. На первый взгляд может показаться, что это всего лишь преувеличение, но если вы попробуете проследить за творчеством группы Static-X с 2008-го и далее за карьерой Уэйна отдельно, то всё увидите сами: казалось, что они не расстаются ни на минуту. Тера Рей бросила свою карьеру порно-актрисы ради серьёзных отношений и сопровождала Ричарда даже на сцене, отыгрывая роль подтанцовки, порой даже несколько нелепой и несуразной, но искренней, нередко с стриптизом, только бы поддержать, быть рядом и причастной во всех начинаниях своего мужа.
После гибели музыканта, через некоторое время вдова объявила, что намерена довести до конца найденные наработки незаконченного альбома своего супруга и издать их в дань его памяти, что позволило бы фанатам получить небольшой лучик надежды хоть раз ещё проникнуться новыми работами лидера Static-X, однако этому не суждено было произойти…
В январе 2016-го Тера не смогла больше бороться с горем утраты и покончила жизнь самоубийством. С этого момента апатия и отчаяние стало спутником фэндома культового коллектива…

Но в середине октября 2018-го, подобно удару током и грому среди ясного неба, интернет поразила новость о «Project Regeneration» — воссоединении оригинального состава Static-X и записи того самого незавершённого альбома Ричарда.
Инициатором сего действа стал бывший басист и бэк-вокалист коллектива — Тони Кампос, с которым Уэйн имел трудные отношения в последние годы существования группы, а потом и вовсе оборвал все контакты, что, собственно, и послужило причиной создания сольного проекта Уэйна, который технически являлся всё тем же идейным продолжением группы, просто с другими музыкантами и названием, дабы не быть отягощённым отчислениями с авторских прав на раскрученный бренд.

Как позже признался Тони, какие бы конфликты у него не были при жизни с Уйэном, он его глубоко уважал и захотел почтить память музыканта, а также отметить 20-летний юбилей дебютной пластинки коллектива — «Wisconsin Death Trip», которая, бесспорно, стала знаковой для группы и альтернативной музыки того времени.

В честь этого двойного события собрался оригинальный состав: Тони Кампос — бас-гитара, бэк-вокал; Коити Фукуда — гитара; Кеннет «Кен Джей» Лэйси — барабаны.
Вокалистом и второй гитарой выступила тайная личность под псевдонимом «Xero», облачённый во всё чёрное, с легендарной вздыбленной причёской Уэйна и скрывающий своё лицо за зловещей маской, что отмечена стигматами в виде иксов (собственно, к чему и отсылает, видимо, прозвище данного персонажа), олицетворяя гибель лидера группы. Обезличивание нового вокалиста является данью уважения почившему Уэйну Статику, мол, данный музыкант не является заменой, а лишь своеобразный помощник для остальной команды, и надо признаться, что со своей задачей на концерте он неплохо справляется. Голос и манера действительно звучат достаточно аутентично, хотя, конечно, самые ушастые поклонники чувствуют разницу, но это нормально, ведь каждый тембр человека по-своему уникален и не может быть идентичен, только похож, с этим проблем у «Xero» на выступлении нет. В то же время очевидно, что вокального мастерства у него всё же будет меньше, чем у Ричарда, что заметно в почти полном отсутствии чистого вокала в принципе, ибо «Xero» преимущественно кричит драйвом с большим количеством расщепления в голосе, что позволяет ему вывозить те партии, которые в чистом вокале оказались бы для него проблемой, именно поэтому можно сказать, что самой сложной композицией для музыканта на концерта была лиричная «Love Dump». Местами было заметно, что по скорости и высоте некоторые композиции могли быть несколько шероховатыми в плане исполнения, но всё это на самом деле такая мелочь на фоне того, что группа буквально шатала зал, и тем смешнее заявления людей, которые считают, что коллектив играет под фонограмму, а такие люди действительно имеют место быть и пишут в интернете свои гневные отзывы, мол, ребята катают под записанный оригинальный голос Уэйна Статика, что просто смешно. В доказательство приводят доводы, что там, мол, очевидные прописанные партии, и я скажу: да, у группы есть плэйбеки (прописанный бэк-вокал в качестве сэмплов), вот только они были в группе, наверное, примерно с 1997-го года и до конца дней оригинального вокалиста, что вполне нормально, а в рамках индастриал-метала тем более, где сэмпловая составляющая является неотъемлемой частью музыкального полотна, никто же группе не предъявляет, что на сцене нет клавишных, а они звучат. С бэками та же ситуация, причём, с большой вероятностью, звучит на них голос покойного Уйна (если их, конечно, специального для тура не перезаписали), и если это действительно так, то это ещё один способ почтить его память и почувствовать единение с ним на сцене. Да и в принципе каждая четвёртая группа, которая имеет технические возможности, использует дополнительные прописанные дорожки, чтобы на сцене при живом исполнении передать максимально близкое по качеству к альбому звучание.

Если уж говорить про саму личность «Xero», то тайной она является достаточно условно, прослушиваний на роль вокалиста явно не было, ибо это подорвало бы весь ореол таинственности и внезапности проекта реюниона, а как известно, «Где детонатор?! Ты бы не отдал его случайному человеку из толпы», а значит, это надёжный и близкий друг музыкантов. Этот человек должен звучать похоже и быть близким к данной движухе, иметь хотя бы минимальное сходство по телосложению, для всего остального есть маска и грим. Как итог, уже с первых фото и фрагментов исполнения люди вычислили «таинственного гостя»: им является Эдсель Доуп — лидер ню-индастриал коллектива «Dope».
Вдобавок к этому, на YouTube есть выпуск шоу «Bus Invaiders», где музыканты рассказывают и показывают своим поклонникам туровой быт в автобусах, и какое совпадение, что в выпуске со Static-X просто «случайно» затесался Эдсель рядом, это как прятать слона в антикварной лавке. Так что музыканты ничего официально не объявляли, но при всей очевидности достаточно условно скрывают. Но если вдруг это окажется не так, то фиксируйте аферу века!

На самом же выступлении было видно, насколько ребята горят своим делом, и им действительно в кайф снова быть на одной сцене, даже трудно поверить, что прошло 20 лет, а участники всё так же бодро бегают, прыгают по сцене и оказывают знаки внимания публике. Причём я не могу не вспомнить, что один из концертов тура в Америке был отменён из-за того, что организаторы не учли габариты экрана, который музыканты везли с собой, и его просто было невозможно поставить на сцене. Группа тогда заявила, что раз они не могут реализовать своё шоу, как задумано, то им, к сожалению, его лучше не проводить вовсе, и высказывания злых языков о том, весь тур и прочее устраиваются только ради денег, рушатся в аргументации перед подобным поступком, ведь будь всё ради денег, сыграли бы и без экрана, получив свой гонорар, и когда я услышал эту историю, мне казалось, что для шоу подобран специальный видеоряд, без которого потеряется некая часть сего действа, но вот тут реальность меня немного удивила: за весь концерт на экране было около 4-5 статичных изображений, то есть, с одной стороны, принцип в пользу идеи, а не денег, явно прослеживается, или я, по крайне мере, хочу в это очень сильно верить; с другой стороны, как-то бедноват оказался визуальный ряд того злополучного экрана.

Зато с точки зрения звука и драйва проблем не было. Настоящей магией оказалось то, что знакомые много лет песни вживую зазвучали новыми красками, то есть технически в них ничего не изменилось, но именно на танцполе ты начинаешь понимать, почему Статик Уэйн иронично называл свою музыку «Evil Disco». Ты реально начинаешь чувствовать себя на брутальной дискотеке или рэйве, где жёсткие, но в то же время очень даже танцевальные ритмы переплетены с перегруженными гитарами и рычанием, а ноги сами рвутся в пляс. После этого даже забавно слышать, что Rammstein считают дэнс-металом с их преимущественно маршевыми композициями. Атмосфера угара 90-ых в хорошем смысле слова царила на танцполе, в основном именно представители данного поколения находились в зале и отрывались как в последний раз, причём выброс агрессии соседствовал с единением и дружелюбием, абсолютно незнакомые друг другу люди обрели синергию благодаря музыке: обнявшись, они прыгали, слэмились и устраивали сёркл-пит, любой упавший был незамедлительно поднят, и, кажется, даже самые скептичные зрители оказались довольны данным мероприятием.

Примерно в середине выступления прозвучала неожиданная фраза от музыкантов: «Вы бы хотели, чтобы мы ещё раз вернулись?», на что зал, естественно, хором дал положительный ответ. Может ли это значить, что после записи альбома «Project Regeneration» коллектив отправится в концертную поддержку пластинки, и группа просуществует дольше тура в честь 20-летия «Wisconsin Death Trip»? Трудно сказать, и не хотелось бы загадывать.

В итоге был сыгран буквально почти весь дебютник группы, за исключением «December», а оригинальная запись композиции «Stem» прозвучала в качестве «Outro» во время прощания музыкантов со зрителями, и, традиционно для этого тура, на сцене присутствовало только три участника, а «Xero» отсутствовал, что также является актом памяти Уэйна и жеста, что его никто не заменит.

Если однажды произойдёт так, что Static-X вновь невероятным образом вернутся в Россию, то отбрасывайте весь скепсис, сомнения и дела, это концерт и коллектив, который стоит посетить!

Сэт-лист:

  1. Bled for days
  2. Wisconsin Death Trip
  3. Fix
  4. Sweat of the Bud
  5. Love Dump
  6. I Am
  7. Otsegolation
  8. The Trance Is the Motion
  9. Get to the Gone
  10. Black And White
  11. This Is Not
  12. Destroy All
  13. Start a War
  14. Cold
  15. I’m With Stupid
  16. Push It

Текст: Нечаев Пётр

Фото: Стукалин Евгений

Благодарим пресс-службу Wild Energy Concert за предоставление аккредитации.

Один комментарий

  • Борис

    Хороший отчет! Я бы добавил, что публика очень слажено и громко скандировала, звала группу на выход(так на метле даже не звали, да вообще не припомню такого концерта по поддержке зала). Организация выступления-на высоте, разогрев начался даже чуть раньше 8(19:48), и ребята из BD, отдали все респекты виновникам торжества и Вэйну в частности(что вообще редкость). Первый концерт где солист, что либо спрашивал толпу и получал сразуже удовлетварительный(громкий и правильный) ответ, без всяких этих «ай кант хир ю…!». И да, December был, его тейпом на интро включают)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *