Репортажи

«Пер Гюнт» — симфонический концерт с песочной анимацией состоялся 19 и 20 Июня 2019

«Пер Гюнт» — симфонический концерт с песочной анимацией

Совместный проект Дарьи Котюх и симфонического оркестра «CreatoProject» 

Стало быть, олень небесный
И олень, рожденный бездной,
Сшиблись, и пошла мгновенно
По воде бурлящей пена…
( «Пер Гюнт», Хенрик Ибсен)

Норвежский поэт-драматург Хенрик Ибсен (1826 – 1906) наряду со своим современником, шведским писателем Августом Стриндбергом (1849 – 1912) является основоположником скандинавской художественной литературы и театральной драмы. Он творил в эпоху, которую в русской исторической библиографии принято считать «золотым веком» поэзии. Его перу принадлежит несколько знаменитых на весь мир театральных пьес, таких как «Пир в Сульхауге» (1856), «Кукольный дом» (1879), «Дикая утка» (1884) и множество других, но наибольшую известность ему принесла его поэма «Пер Гюнт», сочинённая автором во время его пребывания в Италии в 1867-м году.

Эта пьеса повествует о молодом человеке из центральной Норвегии, мечтающем вернусь себе уважение и почёт, утраченные вместе с наследством его рано разорившегося и почившего отца. Для этого Пер Гюнт пускается в различные авантюры – крадёт со свадьбы богатую невесту, к которой не успел вовремя посвататься, попапдает в пещеру к троллям в горах Довре (рядом с Тронхеймом), пускается в путешествие с караваном по Сахаре, примыкает к работорговцам и отправляется в Новый Свет и т.д.

В целом приключения подобного рода всегда были свойствены норвежцам, среди которых, начиная с эпохи викингов и заканчивая Нансеном, Амундсеном и Туром Хейрдаллом было немало путешественников и первооткрывателей. Но почему-то, сразу после того как эта пьеса увидела свет, она была принята в штыки многими известными современниками. Они расценили образы представленных в ней героев слишком грубыми и наглыми, карикатурными для норвежцев и датчан (в то время Норвегия напрямую подчинялась датской короне). Великий датский сказочник Ханс Христиан Андерсен (1805 – 1875) и вовсе посчитал эту поэму абсолютно бессмысленной.

Это продолжалось плоть до 1875 года, когда измученный нападками на своё творение Ибсен не попросил оживить его музыкальным способом другого именитого норвежца – композитора Эдварда Грига (1843 – 1907). Григ подошёл к этому делу обстоятельно. Музыкальная сюита «Пер Гюнт» впервые прогремела в Христиании (Осло) в 1876 году и имела оглушительный успех.

Ныне мелодичная, меланхолично-взрывная музыка Грига, как и заложенные в ней Ибсеном идеи, продолжают набирать свою пополярность. В нашем абсолютно не пуританском социуме, где человеку во многом приходиться полагаться на свою хитрость и пронырливость, образ Пера Гюнта, как человека продирающегося сквозь тьму и моря, невзгоды и тернии к своей забытой, одиноко светящей звезде счастья имеет свой значимый вес.

И вот 19 и 20 июня на подмостках новой сцены Александрийского театра состоялась премьера музыки Грига в сочетании с рисунками песочной графики в исполнении блистательно-талантливой Дарьи Котюх при поддержке молодого, но техничного оркестра «CreatoProject». В качестве прелюдии были исполнены «Времена Хольберга», посвящение композитора другому своему известному соотечественнику – драматургу Людвигу Хольбергу (1684 – 1754), ставшему бессмертным благодаря своим театральным комедиям. В целом то, что отличает музыку Грига от других композиторов – это вдумчивая, норвежская меланхолия и отчётливый мелодизм, насыщеный дыханием холодных фьердов, туманной жёлтой осенью и заснеженными хвойными и берёзовыми лесами. Эдвард, невзирая на полученное им в Лейпциге классическое немецкое музыкальное образование, сумел сохранить и развить в своём творчестве виденье своей северной родины.

И вот после окончания вступительной сюиты на сцену вышла художница-песочница Дарья Котюх. Точнее сказать не вышла, а выпорхнула как эльф, развевая подолами своего снежно-белого платья. Изначально полная сюита «Пер Гюнт», как и сама пьеса, состояла из пяти частей, но для данного концерта были выбраны 8 наиболее популярных музыкальных композиций, составляющих 2 сюиты. Порядок сцен не совсем совпадает с оригинальными творениями Ибсена и Грига, но конечный смысл от этого нисколько не пострадал, и даже приобрёл ещё большую лакоичность. 1.Утро (Morgenstemning). Пер Гюнт прощается с Сольвейг в её избушке. Он одевает шляпу-цилиндр – символ своего вечного странствования и уходит прочь, собираясь надолго покинуть Норвегию в поисках богатства и своего «Я». Попутно с этим на песочной доске возникает образ оленя, на которого он якобы охотился, обьясняя, тем самым, матери своё внезапное отсутствие. Олень «небесный и рождённый бездной» как и Сольвейг, провожает его взглядом. 2.Смерть Осе (Åses død). Его мать умирает в его родном опустевшем доме. Чтобы как-то её утешить, Пер вспоминает своё обещание купить замок, когда он разбогатеет, и ту сказку о принце и загадочном дворце Суриа-Муриа, что она рассказывала ему в детстве. Душа матери, навсегда покинув старое, больное тело убегает по ступеням в этот сказочный дворец, оставляя Перу свою пуговицу, как символ души.

3.Танец Анитры (Anitras dans). В данном действии идёт совмещение двух актов оригинальной пьесы. Анитра в оригинале дочь вождя бедуинов, но здесь она ещё и дочь «старика Довре» — короля норвежских троллей. Вначале она предстаёт как жар-птица – птица удачи, которую Пер пытается ухватить за хвост, затем как дева на скале, держащаяся за ветку одинокого дерева. Она совращает Пер Гюнта и утаскивает его под землю к своему отцу.

4.В Чертогах Доврского Старца (I Dovregubbens hall). Пер Гюнт предстаёт пред горным королём. Тот предлагает унаследовать его мрачное королевство. Но Пер видит истинное лицо своей любовницы, своих будущих подданных и решается на побег. Старец бросает на него свою ораву троллей, гоблинов и кобольдов с криком: «Убейте его! Этот негодный человеческий сын обесчестил дочь горного короля!» К погоне присоединяется и «большой дракон» (den store bøygen), и лишь звон церковных колоколов снаружи спасает Пера от верной смерти.

5.Невеста. Жалоба Ингрид (Bruderovet. Ingrids klage). Пер совершает ещё один подлый поступок – бросает среди скал украденную им прямо со свадьбы невесту. Та плачет и клянётся отомстить. Это лишь добавляет ещё одну монету в копилку его грехов, приближая его душу к переплавке и превращению в пуговицу на нитке пуговичного мастера.

6.Арабский Танец (Arabisk dans). Пер Гюнт становиться вождём бедуинов и их пророком, получает богатство. После долгих скитаний по Марокко и Египту, он устаёт он дальних странствий и отрпавляется домой.

7. Пер Гюнт плывёт домой. Вечерний шторм на море. (Peer Gynts hjemfart. Stormfull aften på havet). Близ берегов родной Норвегии корабль попадает в шторм. Пер единственный из спасшихся, забирается в дырявую шлюбку и его прибивает к берегу. На берегу его встречает пуговичный мастер – своеобразный ангел возмездия, который грозится переплавить его душу в пуговицу, если тот не найдёт подтверждения тому, что Пер Гюнт не лукавил, и всю жизнь являлся самим собой. Пер бросается на поиски свидетелей, и первым кого он находит – король троллей, старец из Довре, выгнанный из гор своей дочерью и внуками. Он говорит, что Пер давно утратил своё «Я» и сам стал троллем, поскольку всю жизнь упивался лишь самим собой, потакая своим низменным прихотям. Осознавая это и раскаиваясь, Пер Гюнт вспоминает о Сольвейг, оставленной им некогда в лесной хижине и мчиться к ней.

8.Песнь Сольвейг (Solveig Sang). Сольвейг всё это время пела свою грустную песнь, ожидая, когда её любимый наконец-то вернётся домой. Пер бросатся ей в ноги, умоляя простить его. Сольвейг признаёт, что тот всегда оставался для неё самим собой, её любимым Пером. Пер остаётся с ней в хижине до конца их дней. Имя «Сольвейг» означает «Путь Солца». Пер, по сути, стремился к этому солнцу всю жизнь, но осознал его бесценность только под самый конец своего земного пути.

Подведя итог, можно сказать, что подобное сочетание живого оркестра и песочных рисунков является донельзя восхитительным действом. Даше удалось уловить настроение, саму суть произведения, тревожа самые тонкие струны души. Некоторые моменты, к примеру «Смерть Осе» пробирают почти до слёз. «В пещере горного короля» прекрасно отображает атмосферу зловещей опасности, а «арабский танец» переносит зрителя вместе с героями в бескрайние просторы Сахары. Песок сам по себе олицетворяет временность всего происходящего, заметая, стирая прошлое и оставляя виток для будущего. Нам же остаётся пожелать Дарье Котюх и оркестру «CreatoProject» всего самого наилучшего и ожидать новых столь же чудесных релизов.

Фоторепортаж:

Текст: Артем Максул

Фото: Игорь Щукин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *