Репортажи

ДРУГИЕ ЛИЦА 40 ЛЕТ СПУСТЯ

Проект «Кирка»

7 июня 2025 г., г. Москва, центр культуры «Сцена»

«Мы и стремились сделать всё точно так же, как 40 лет назад», — сообщил по окончании концерта создатель и идеолог проекта «Кирка», автор, певец и гитарист Андрей Гулидов, известный многим как лидер группы «АГ» (она же «Театр безумия АГ»). Действительно, скромный, примерно 80-местный зал центра культуры «Сцена» в Коньково вызывал у бывалого посетителя концертов самые непосредственные ассоциации с аналогичными «малыми сценами», на которых с первой трети по конец 80-х в столице и за её пределами творилась рок-революция, создавшая на короткий момент впечатление о скором прорыве чисто русской модели авторов-исполнителей в мэйнстрим. Да что там место — как будто та же публика, что и 40 лет назад, и даже один из музыкантов на сцене — именно из той эпохи. Разница — в песнях и их подаче. И, даже, выскажемся максималистски, в демонстрации публике того, что настоящий автор-исполнитель — это вовсе не бесстрастный человек с гитарой и совершенно невеликим голосом, ничегошеньки за пределами этих двух составляющих не знающий.

Андрей Гулидов | Фото: Алексей Зеленин

Почему отечественное «авторство-исполнительство» так и не стало нормальным фактом музыкальной (именно музыкальной!) жизни России как страны, где поэзия всегда была больше чем просто поэзией? Ответ, увы, прост: у нас поэты с акустическими гитарами имели очень плохое представление — а то и вовсе его не имели — о том, что творится на «подключённой» сцене, и какие там могут бушевать вокальные страсти. Исключение было лишь одно, но какое — Владимир Высоцкий, но он так и остался в смысле исполнительской энергетики, по большому счёту, непонятым. И потому наши хоть «барды», хоть «акустические рокеры» как сценические музыканты, мягко говоря, неубедительны. Андрей Гулидов на концерте с проектом «Кирка» одним махом разрушил эту очень непочётную для нашей сцены конструкцию.

Тем, кто бывал на выступлениях Андрея с его собственной группой, прекрасно известна именно энергетическая наполненность этих сценических действ — но в случае с «Киркой», названной так по последнему сборнику стихов Андрея, сумма оказалась больше составляющих проекта. «Музыкальная драма на полтора часа» — так, наверное, назвали бы субботний концерт «Кирки» в иных СМИ (если бы они обратили на него внимание), но вашему обозревателю всё же показалось, что сами песни и их отточенная исполнительская форма в не самом заурядном составе трио весили здесь куда больше, чем сценическое действие в целом. Точнее говоря, выражаясь меломанской терминологией, то, что происходило на сцене, служило как бы обложкой добротного концертного альбома (неужели винилового LP с разворотом?) автора-исполнителя.

Сергей Летов, Андрей Гулидов, Юлия Веденова, Софья Любавина | Фото: Алексей Зеленин

Поэт и музыкант в одном лице, Андрей не только равновелик в этих ипостасях, но прекрасно знает о техвременах, когда просто слово доходило до слушателя не только подкреплённое звуком гитары и иных музыкальных инструментов, но и само по себе. И отсюда, из поэзии более чем вековой дальности — его исполнительская мощь и убедительность. Невозможно, как делают некоторые, называть концерт проекта «Кирка» «авангардом» — конечно, именно так кто-то склонен именовать непривычные по составу музыкантов сценические комбоили не самые распространённые в своей форме сценические действа. Ведь что стало основой этого концерта — то неистовые, а то лиричные песни Андрея или несколько мрачная городская поэзия Юлии Веденовой, звучавшей со сцены в её собственном исполнении? Наверное, сколько слушателей — столько и мнений, но нужно заметить, что идеальное сочетание обоих компонентов случилось не просто так: Юлия была приглашена в программу лично Андреем именно в силу эмоционального соответствия её текстов песням автора-исполнителя.

Конечно, сам по себе полуторачасовой концерт с 17 песенными номерами в этой ситуации не мог не распасться на две составляющих — стихи Юлии в основном под аккомпанемент флейты Софьи Любавиной, и собственно песни Андрея с минимальным, истинно «авторско-исполнительским» аккомпанементом. Сценическая энергетика Андрея как певца и гитариста несколько оттенялась — и оттенялась очень по делу! — партиями не только флейты, но и саксофона. Вот тут и надо вспомнить о человеке, лично ответственным за связь поколений в вечер прошлой субботы — а это не нуждающийся в дополнительном представлении саксофонист Сергей Летов, чьё участие в музыкальных проектах самых разных стилей и жанров всегда, вот именно что уже 40 лет, всегда становилось для подобных проектов и коллективов своеобразным знаком качества. Маэстро не подвёл: казалось бы, песни Андрея слишком просты музыкально и наполнены эмоционально — в них остаётся не слишком много места для партий саксофона. Но важным, естественно, оказалось то, что Сергей Летов играл очень по делу — как, впрочем, и всегда в своей карьере. И без этих небольших, но безусловно необходимых дополнений в облике флейты и саксофона энергетично наполненные песни Андрея Гулидова наверняка не звучали бы так, как их задумал автор. Опыт и правильно понятая идея в своём сочетании дают неожиданный и почти всегда превосходный по исполнительской энергетике результат, и концерт «Кирки» стал безупречным подтверждением этому.

Проект Андрея Гулидова «Кирка» | Фото: Алексей Зеленин

Но, что ещё важнее, этот концерт стал доказательством факта, что настоящий автор-исполнитель на отечественной сцене — теперь не мечта и не миф, но реальность. Впрочем, иначе и быть не могло: музыкальная сцена России едина, и если на ней есть место рок-группам мирового уровня, то и авторы-исполнители с пониманием мощи грамотного поэтического слова, помноженной на подлинную исполнительскую страсть и сценическую энергетику на сцене имеются. Даже и не сомневайтесь: Андрей Гулидов — это очень яркое имя, возвращающий, как это часто бывает в наше время, истинный смысл несколько абстрактным для многих до сих пор понятиям. А что это происходит в антураже иных событий 40-летней давности — что ж, для части аудитории преемственность означает многое, и негоже про таких слушателей забывать. Тем более, что они услышат то, о чём имели чисто теоретическое 

Автор: Всеволод Баронин (https://vs-baronin.livejournal.com)

Фотограф: Алексей Зеленин

Материалы предоставлены пресс-службой артиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *