Репортажи

Репортаж | Фестиваль STEREOLETO 2020г.

Лето 2020 года постаралось заставить нас забыть о фестивалях, последовательно выведя из игры все значимые события от Park Live до «Дикой мяты». Stereoleto 2020 боролось с коронавирусными запретами с завидным упорством. Сначала объявили новые даты и лайн-ап в конце июля, а затем, едва к концу летнего сезона концерты начали возвращаться в небольшие бары и клубы, фестиваль было решено провести 5 и 6 сентября на территории «Севкабель Порта». Список хэдлайнеров лишился зарубежных гостей: австралийцы Cut Copy, немцы AnnenMayKantereit и шведы Viagra Boys не доехали до Санкт-Петербурга. Но несмотря на это список выступающих сложно назвать неинтересным: за всенародную любовь в нём отвечали Anacondaz, Хаски, Noize MC и Земфира, а в качестве иностранной интервенции выступал ряд белорусских групп – «Молчат Дома», «Союз» и Intelligency.

Первый день фестиваля начался с «Курары» на главной сцене. Гипнотический уральский стиль резко контрастировал с дневным светом и сверкающим заливом, но зато сразу же стало понятно, что в город вернулся рок. В отличие от привычных тесных клубов и плотных первых рядов в этот раз было где развернуться шаманским камланиям и странным танцам. Сет не обошёлся без фестивальных сюрпризов: трек Koyaanisqatsi вместе с «Курарой» исполняла Оля Чубарова из дуэта Бабба. В качестве финального слова прозвучало приглашение отпраздновать десятилетие альбома «Грясь» 9 октября — можно выдохнуть, музыкальная жизнь в Петербурге не больше планирует уходить на карантин!

Публика неспешно подтягивалась, заполняя сцены «Морзе», где за лучшие традиции романтичного дрим-попа отвечала команда «Дисциплина Безбольной Биты», а за лёгкие биты на BeeStereo — «Со Мною Вот Что». Сцена на улице с шикарным видом, детской площадкой и зоной отдыха стала главной точкой притяжения для всех, кто пришёл отдохнуть, развлечься и развеяться. Лето, которое мы пропустили, на главной сцене возвращала группа «Радар», для которой сет на фестивале стал первым крупным выступлением.

Тех же, кто больше тяготел к авангарду и экспериментам, ждали на сцене «Морзе» любимцы музыкальных СМИ и европейских лейблов, носители экзистенциального тлена и метаироничной грусти — белорусы «Молчат дома». Эпилептические танцы и сложная мимика, как признаки приличного постпанка, прилагались в избытке. Совсем юные мальчики и девочки покачивали плечиками под «Я не коммунист», добавляя ноту сюрреализма. При кажущейся скромности визуальных средств стильный видеоряд, минималистичный свет и театральная пластика в совокупности с хитами «Волны», «Танцевать», «Дома молчат», «На дне» делали своё дело. Сет выдался невероятно сильным и убедительным, пожалуй, одним из лучших на фестивале. На треке «Судно» минимум треть зала исполняла инфернальные танцы для грустных. Не умолчали музыканты и о происходящем в соседней Беларуси, выразив искреннюю благодарность за поддержку всем неравнодушным, практически тронув до слёз.

Каждый художник самовыражается в своём духе — и под «Смотри на меня» от Anacondaz не обошлось без перфоманса с обнажённым персонажем, возвышавшимся над толпой. «Говорят, вид сзади лучше, чем вид спереди. В следующий раз мы будем давать концерт сзади», — комментировали выступление своих фанатов музыканты. Не отставал по части эквилибристики и Артём Хорев. Нырнув в толпу на треке «Хаос», вокалист успел обежать половину поля, забраться на перила стойки «Тинькофф», с которой открывался вид на сцену для всех желающих, и прочитать пару куплетов с высоты. Политику соседних государств обсуждали на свой лад. «Обычно мы посвящаем эту песню другому человеку, но сегодня мы посвятим её совсем другому г*ндону», — таким был эпиграф к песне «Парень президента». А на треке «Твоему новому парню» басиста, порвавшего струну, успели отправить работать к Земфире и тут же мысленно уволить. Спасать музыканта от карьерных перипетий пришлось всей толпе, заполняя техническую паузу хоровым исполнением припева. Эпичным моментом выступления стал дуэт с Noize MC на треке «Пусть они умрут» с дикими танцами и обширными серкл-питами в пыли.

Яркий контраст брутальным парням составляла 19-летняя Алена Швец с кошачьими ушками, плюшевой розовой свинкой и белыми цветами на микрофонной стойке. «Свидание» настраивали на ретро-волну, а БАББА на уличной сцене создавали уютную атмосферу лаунджа. «Хаски» же, напротив, жёстким гипнотическим вайбом, резким светом в красных тонах и мрачными хитами для людей сложной душевной организации оставил после себя сумрачное настроение.

Которое тут же выветрилось с треком Make some Noise от самого народного хэдлайнера первого дня. Noize MC был эмоционален и общителен, перемежал комментариями треки «Бассейн», остроактуальную музыку для Данилы Поперечного «Песню для радио», и основанные, по словам музыканта, на чужих идеях за неимением своих «Вселенная бесконечна» и «Последний министр». «Ну а теперь интригующий момент, — представлял Иван очередной трек. — Диджей Stufford кладет гитару и отправляется за свой ноутбук, чтобы найти семпл китайской флейты. С ним складывается воедино вся антиутопичная картина описываемого в тексте этой композиции. Что же это, заинтригованы многие? Целых десять человек, я вижу!» Сложные лица появлялись в притихшей толпе под голос Егора Летова в пронзительном кавере «Все как у людей». «Проблема с этой песней, когда ты сыграл её на концерте, непонятно, что делать дальше, — продолжил пояснения артист. — Хотя, конечно, понятно. Пытаться всех отвлечь и сделать вид, что всё в порядке. На самом деле всё в порядке ведь. Наш с вами покой охраняют замечательные люди. И значит с нами будет все просто супер. А теперь дискотека!» И толпа послушно пустилась в пляс под «Люди с автоматами» Не обошлось без посвященной Александре Соколовой песни «Иордан» и благодарности организаторам фестиваля. Илья Бортнюк, основатель Stereoleto, также сделал самый первый концерт Noize MC в Санкт-Петербурге в Манеже Кадетского корпуса целых 11 лет назад. Треки 26.04 и «На Марсе классно» были встречены так тепло, что Иван, похоже, решил навести немного готичного мрака. Фестиваль обычно проходит летом, поэтому раньше было невозможно добиться ощущения темноты в разгар белых ночей, но в эту осеннюю ночь песня «В темноте» получила достойное обрамление. «Устрой дестрой», «Голос и струны», «Грабли» — ещё много достойных козырей было в запасе у Noize MC для завершения первого дня фестиваля.

Второй день Stereoleto 2020 начался с выступления группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», которая с первых аккордов смогла завести толпу у главной сцены. Вместе с музыкантами публика делала дельфинчиков и чаек, а девушки вспоминали все самые неловкие ситуации с белыми танцами в своей жизни. «Капитан Коркин» в столь ранний час организовали настоящий утренник с костюмированными героями, Джигурдой и чтением стихов про благородного Будду. Анна Ворфоломеева, которую многие знают как участницу группы Young Adults, и яркие девушки из «Трипинадва» отвечали за веселье, романтику и захватывающее творческое сумасшествие. «Меджикул» отлично влились в сложившееся настроение, а с появлением на главной сцене команды СБПЧ эмоции зашкалили, жизнь стала окончательно и бесповоротно прекрасна. Танцы и хоровое пение захватили большую часть посетителей фестиваля. И не только посетителей: музыканты группы «Деревянные Киты» то и дело танцевали в паузах между своими треками на сцене BeeStereo, приговаривая: «Пойдёмте скорее туда!» Но оторваться от самих «Китов» с их потрясающей энергетикой, вокалом, звенящим терменвоксом и дикими танцами было просто невозможно. Ведь одно из самых интересных занятий на фестивале — открывать новые имена или слушать тех, кого давно желал оценить, но не доводилось, особенно в условиях карантина.

Во второй день за каплю пост-панка в море лучезарного веселя отвечали парни из группы Ploho. Краткое приветствие, молчаливые паузы между треками, видео с закольцованными vhs записями — безысходный минимализм обрамлял треки «Строительный кран», «Город устал», «Мысли и их люди», «Лучше бы я молчал», 1991. Остаётся только удивляться, что пост-панк, осмысляющий главным образом пост-советское наследие прошлого века, массово приходят слушать люди, чей год рождения явно начинается на цифру два. Видимо, присутствие перед сценой таких свежих лиц заставляет музыкантов давать забавные комментарии. После звучащих в очередном треке строк «Не выходи из комнаты» в исполнении автора Виктор Ужаков поясняет: «Это Иосиф Бродский». Но зато количество собравшихся — хороший повод порекомендовать к просмотру новый клип на песню «Горький опыт». Финалом грустных танцев стал трек «Оставайся со мной (в безопасном месте)», который Виктор написал во время карантина в домашних условиях.

Но исполнители главного хита минувшего карантина — трека «Мы сегодня дома» появились на сцене «Морзе» чуть позже. Москвичи «Хадн Дадн» делились новой экспериментальной музыкой и хорошим настроением, рекомендуя распространять его на всех, у кого отчего- то такового не имеется. Белорусская группа Intelligency, которая покорила все чарты хитом August, возглавила сцену у залива, на пару с соотечественниками «Союз». За подростковый бунт во второй день фестиваля отвечали «Папин Олимпос», собравшие настоящую школьную вечеринку в тёмном зале под крышей клуба. К финалу фестиваля гости «Севкабеля» набрались впечатлений, сделали сотни селфи у залива, закупились забавными вещами, освоили все активности и, конечно же, ознакомились с фуд-кортом и баром. Наступало время главного события уикенда.

Земфира возникла на сцене с треком «В метро», хрупкая, изящная, в струящемся черном одеянии до самых пят. Каждая строчка песни ожидаемо была пропета хором. Как и любая другая из сет-листа, в который вошли и любимые хиты, и новые песни, и треки проекта The Uchpochmack.
Земфира выразила радость, что первая встреча за долгое время случилась именно в Санкт-Петербурге. «Конечно, было запланировано много фестивалей, все вы знаете, наверное, и… Остался, собственно, только Питер. И это круто, что Питер, потому что, ну не знаю, мне кажется, ко мне здесь очень хорошее отношение, — кокетничала певица в ответ на восторженный отклик толпы. — Мы так долго готовили эту программу, мы волновались, и это огромное счастье — сыграть её сегодня здесь, для вас». Следом за таким признанием песня «Жить в твоей голове» превратила пространство перед сценой в море огней. Также порадовала Земфира обещанием, что новый альбом выйдет совсем скоро. После сета из пятнадцати треков последовал небольшой перерыв, на бис музыканты вернулись с «Небомореоблака», «Искала», «Разные». Финальной точкой выступления стала пронзительная «Хочешь?» Кто-то может счесть, что Земфира уже не та. Нет былой страсти, а новые композиции выглядят слишком бледно рядом со старыми хитами. Кто-то навсегда останется верен беззаветной любви. Кто-то будет предаваться ностальгии от знакомых наизусть строчек. Но верно одно: редкая встреча с Земфирой в сложившихся условиях — безусловно важное событие и отличное завершение прекрасных выходных. В качестве самого красноречивого эпилога музыкантов и гостей фестиваля провожало горящее над сценой слово «Спасибо».

Фоторепортаж:

День первый: 5 Сентября 2020г.

БАББА

Молчат дома

Дисциплина Безбольной Биты

Курара

Радар

Хаски

Алёна Швец

Anacondaz

Деревянные киты

другдиджея

Свидание

День второй: 6 Сентября 2020г.

Союз

СПБЧ

Папин Олимпос

Меджикул

Ищите себя на фото.

Фотограф: Михалько Светлана

Журналист: Езерская Анна

Благодарим пресс-службу концертного агенства «Светлая музыка» за предоставление аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *