Репортажи

Рок-мюзикл «TODD» в БКЗ «Октябрьский» 2 Апреля 2019

Семь лет назад мало кто верил, что панк-рокер может чего-то добиться на театральной сцене с очередной визуализацией старой лондонской легенды о парикмахере. Шесть лет назад зонг-опере «TODD» прочили скорую смерть вслед за своим создателем. Пять лет назад группу «Король и шут», которая решила сохранить и продолжить театральную постановку «TODD», обвиняли в спекуляции на имени Михаила Горшенёва, а себя и окружающих убеждали, что никто не сможет заменить его в роли Суини Тодда.

Шли годы. 2 апреля 2019 года. Санкт-Петербург. БКЗ «Октябрьский». 100-й показ рок-мюзикла «TODD». Дважды юбилейный. Как и семь лет назад, аншлаг. Основной, звучавший в холле после показа, вопрос в разговорах зрителей – когда следующий? Спектакль не только живёт, но и развивается, обретя вторую интерпретацию для малых залов и расширяя свою географию вне границ двух столиц. Уже практически никто не сравнивает Роберта Остролуцкого с Михаилом Горшенёвым, так как за эти годы он доказал свою состоятельность, как исполнитель главной роли. Музыканты успешно собирают полные залы под знаменем «Северного флота» и вынуждены прерывать, хоть и не без удовольствия, свою концертную деятельность ради участия в мюзикле. А главное, зонг-опера «TODD» давно перестала быть культовой только для поклонников музыканта, создавшего её, но и обрела и продолжает обретать новых зрителей, малознакомых и даже совсем незнакомых с творчеством группы «Король и шут», и это значит, что постановка изначально имела большой потенциал, а решение сохранить её было правильным и дальновидным. И это не дифирамбы неистового поклонника, а вполне объективное мнение.

Для меня 2 апреля был второй просмотр рок-мюзикла и начался он странно: возле касс пожилая женщина поинтересовалась, нет ли у меня лишнего билета. Немного с ней пообщался, оказалось, что она застала Блокаду, «Король и шут» никогда не были её фаворитами, но она два раза видела «ТОDD» и хочет ещё. И это вполне себе показатель художественной и культурной ценности постановки. Сам я никогда не был фанатом Горшка, даже с его последнего выступления я спокойно ушёл спать в палатку. И год назад, впервые идя в БКЗ на зонг-оперу, я был наполнен скептицизмом относительно предстоящего зрелища. Тогда моё мнение о Горшке изменилось и я, наконец, убедился, что он гений, хотя «Король и шут» так и не слушаю. Поэтому этот раз всё было иначе. Я уже знал, что увижу на сцене, и понимал тех, кто сбился со счёту просмотра «ТОDD’а». И я получил наслаждение, так как не приходилось следить за знакомым сюжетом, а просто смотрел и слушал. История одержимого местью парикмахера впечатляет не только музыкальной составляющей, которая интересна сама по себе и многие арии прижились на волнах радиостанций как самостоятельные произведения, но и яркими костюмами, постоянным движением на сцене, а главное, пугающими лично меня декорациями. Половина действия происходит на уровнях, соответствующих второму и даже третьему этажам обычного дома. При моей боязни высоты, жутковато наблюдать, как актёры с лёгкостью прыгают вниз и взлетают на несколько метров вверх или поют, стоя на краю пропасти без каких-либо ограждений. Начинается всё легко и весело с песенки про «Пирожки Ловетт». Но далее на сцене появляется мрачный Суини Тодд, звучит его печальная история в исполнении рассказчиков в лице Ирины Епифановой и Александра

Леонтьева, а повествование превращается в кровавую драму. Пересказывать подробно не имеет смысла, это надо видеть, да и сюжет знаком многим. Остановлюсь на нескольких моментах. Во-первых, интересно решена роль судьи. Он в мюзикле является средоточием зла и олицетворением порока и при этом резко выделяется на фоне остальных персонажей обычным деловым костюмом. В этом видится отсылка к тому, что неформальная одежда не является показателем морального разложения, а многие преступления совершаются вполне респектабельными внешне людьми. Во-вторых, в истории практически нет положительных персонажей и показано, как личные убеждения ломаются под грузом обстоятельств. Суини Тодд одержим жаждой мести, поначалу ему сопереживаешь, но в какой-то момент он теряет связь с реальностью и начинает убивать всех, кто, как ему кажется, встаёт на его пути, даже близких людей, пытающихся ему помочь. Ловетт ради любви к парикмахеру помогает скрыть следы преступлений и кормит население Лондона пирожками с человеческим мясом. Священник нарушает свой обет и решается на страшный грех – убийство судьи. Мясник предаёт Тодда, ради жены и детей позарившийся на дом цирюльника. И только молодая Элиза не успела разочароваться в жизни и жила в мечтах, но погибла от руки своего отца. При этом у каждого героя этой истории своя правда, каждый находит оправдание своим действиям. Даже судья уверен, что это «не он такой, жизнь такая», ведь по роду своей деятельности он видит в людях исключительно пороки, знает, что и в монастыре живут более развратной жизнью, чем городские обыватели. Поэтому к последней арии Тодда у зрителя появляется такое же чувство безысходности и разочарования, как и у главного героя: неужели счастье невозможно? Где эта грань, за которой нет возврата? Ведь даже на втором просмотре рок-оперы, зная всё наперёд, я надеялся, что парикмахер послушает Ловетт, они уедут и будет «просто, маленький остров». На роли Ловетт хотелось бы заострить внимание. Хотя она и кажется второстепенной, именно Ловетт осуществила мечту юной Элизы: «Я хочу умереть ради любви», она единственная осознанно пошла на смерть, лишь бы дать хоть какое-то облегчение любимому. Но Суини не смог остановиться, а может и не хотел. Быть может, он целенаправленно разрушил весь мир вокруг себя, чтобы не осталось ни одной зацепки для жизни, ведь успокоения после свершения мести он так и не нашёл? «Хватит притворяться живым» — когда эта идея возникла в голове Тодда? Когда «все мертвы» или же он вернулся в Лондон уже с этой мыслью? У меня ответы после первого и второго просмотра разнятся. Возможно, после третьего просмотра появятся новые ответы и новые вопросы. По крайней мере теперь я знаю, почему зонг-опера «TODD» не оставляет равнодушным и почему на неё ходят не раз, не два, а при каждой возможности. Теперь ваша очередь.

Фоторепортаж:

Фотограф: Татьяна Тимонина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *